Ключ от Арктики
01.07.2018 0 комментариевО РАЗВИТИИ СЕВМОРПУТИ ЗАГОВОРИЛИ В НАСТОЯЩЕМ ВРЕМЕНИ
В Петербурге при участии полпреда президента в СЗФО Александра Беглова прошло совещание, посвященное арктической зоне России. Речь шла о том, что Северная столица может стать координирующим центром в изучении Арктики, ведь ее наука и промышленность во многом «заточена» под это направление.
Еще один яркий пример участия Петербурга в освоении Севера – недавние новости с Балтийского завода, о которых уже рассказывала «Вечёрка». Возможно, именно здесь будет заложен новый атомный ледокол «Лидер» вслед за тремя уже строящимися кораблями предыдущего поколения – «Арктика», «Сибирь» и «Урал».
Однако наряду с достижениями в развитии полярных территорий существует и ряд проблем. Одной из главных является то, что в России до сих пор не принят закон об Арктике.
Через Север короче
– Проблема в том, что Арктика долгое время, как футбольный мяч, передавалась от министерства к министерству, – считает министр природных ресурсов и экологии РФ Дмитрий Кобылкин. – Сегодня в стране нет единой структуры, которая могла бы возглавить эту работу. За этими вопросами стоит огромное число социальных проблем, связанных не только с перевозками или добычей полезных ископаемых, но и с жизнью простых людей. Поэтому, безусловно, закон об Арктике должен быть. Нужен основной документ, на основании которого уже будет принята та или иная программа. Кто-то должен взять эту работу на себя и повести остальных, как ледокол ведет суда сквозь льды.
Главным двигателем прогресса в Арктике сегодня является Северный морской путь, и все инициативы в этом регионе так или иначе связаны именно с ним. Это не только дорога, по которой вывозят нефть и газ российские компании. В будущем Севморпуть (СМП) вполне может стать альтернативой южному, суэцкому направлению, ведь в качестве водного маршрута из Азии в Европу он короче более чем на треть (14 тысяч км против 23 тысяч км).
Претендент на звание единого оператора Севморпути уже есть. Как было озвучено в рамках Петербургского международного форума, им может стать корпорация «Росатом».
– Круглогодичное мощное использование СМП необходимо в первую очередь для потребностей России. Но здесь стоит вопрос и о том, чтобы перевозчикам было удобнее везти грузы не через Индийский океан, а через северное направление, которое значительно короче, – считает генеральный директор Росатома Алексей Лихачёв. – Наша главная задача в создании партнерства – большого альянса власти, добывающих компаний, судовладельцев и, конечно, северных регионов. Альтернативы нет, и мы понимаем свой уровень ответственности.
Вода и земля
Как пояснили в атомной корпорации, сегодня проводка судов по Севморпути обеспечивается четырьмя атомными ледоколами. Для оптимизации процесса к 2026 году необходимо иметь шесть атомных ледоколов.
– Трансформация СМП в глобальную транспортную магистраль поможет развитию арктических портов, станет драйвером для бизнеса по ремонту и обслуживанию судов. В регионах появятся новые рабочие места. Повысится спрос на новые технологии. А круглогодичная навигация позволит снизить издержки перевозчиков, освоить территории вдоль восточной части СМП и разгрузить Транссибирскую магистраль, – уверены в компании.
Вместе с тем в самих регионах есть опасения, что движение по Севморпути будет проходить не через их территории, а мимо.
– Для нас очень важно, чтобы СМП подтолкнул рост экономики, – подчеркивает губернатор Архангельской области Игорь Орлов. – Совершенно недопустимо, чтобы северные регионы стали полустанками, мимо которых мчится этот «скорый поезд». И очень важно, чтобы мы воспринимали этот водный путь не как дорогу по океану, а как инструмент, который создаст инфраструктуру на земле, – для людей, живущих в арктической зоне.
Здесь мы снова возвращаемся к необходимости принятия закона об Арктике. По словам бывшего вице-президента «Норильского никеля» Елены Безденежных, развитие портовой инфраструктуры сегодня сильно отстает от желаемого уровня, необходимого для больших объемов перевозки.
– Мы почему-то говорим, что СМП – это путь из точки А пути в точку Б того же пути. Но что дальше? Необходима перевалка, развитие железной дороги, авиационного сообщения. Так что стратегия пока не доработана, закон об Арктике необходим и нужен именно комплексный подход, – отмечает она.
С Арктикой на «вы»
Объем перевозок по Северному морскому пути растет год от года. Так, в 2013-м он составлял около четырех миллионов тонн, а по итогам прошлого года перевалил за 10 миллионов.
– Динамика перевозок последних лет по Севморпути впечатляет, – соглашается президент ПАО «Совкомфлот» Сергей Франк. – Конечно, доля транзита есть, но все-таки в ближайшие 5 – 10 лет основной поток будут составлять наши нефтегазовые компании. Второй момент – мы все равно не можем разговаривать с Арктикой на «ты», с ней нужно на «вы».
Фото Льва ФЕДОСЕЕВА
Источник: https://vecherka-spb.ru
Нет комментариев
Прокомментируйте