В рамках проекта «Инженерные конкурсы и соревнования» стартовала уникальная экспедиция

В рамках проекта «Инженерные конкурсы и соревнования» стартовала уникальная экспедиция

12.08.2018 0 комментариев

Первый российский катамаран, функционирующий на электрических двигателях и солнечных батареях, должен пройти 5 тысяч километров через 20 российских регионов. Организаторы данного мероприятия хотят наглядно показать, что в нашей стране вполне реально с нуля построить экологически чистое водное транспортное средство, которое сможет перевезти и грузы, и людей. Также можно прямо на ходу осуществить изучение состояния экологии водоемов, взяв биохимические и гидрологические пробы воды, проанализировав качество воды по всему маршруту следования.

Преодолеть 5000 километров от Балтийского моря до Каспийского через 20 регионов России — такова минимальная задача первого российского катамарана, работающего на электродвигателях и солнечных батареях. Стартовавшая из Санкт-Петербурга уникальная экспедиция, которая проходит в рамках проекта «Инженерные конкурсы и соревнования» дорожной карты «Маринет» Национальной технологической инициативы, на этой неделе сделала остановку в Самарской области.

Амбициозные цели

Причалив к берегам Автограда, экипаж «солнечного» катамарана сделал важную пометку в судовом журнале: «3700 км. Пройдено две трети пути». Волхов, Ладожское озеро, Нева, Свирь, Онежское озеро, Шексна, Москва-река и еще десятки других рек, каналов, водохранилищ оставило за кормой необычное судно прежде, чем выйти на главную хорду своего пути — Волгу. Маршрут по великой русской реке проложили амбициозный: почти от истока и до самого устья. Впрочем, и цели заявленным амбициям вполне соответствуют.

Во-первых, наглядным примером в виде действующего плавсредства организаторы хотят показать, что в России возможно с нуля построить экологически чистый водный транспорт, способный перевозить и людей, и грузы. К слову, во время пребывания в Тольятти катамаран выполнил несколько прогулочных рейсов, в каждом из которых на борту находилось полтора десятка пассажиров.

«На крыше надстройки размещены солнечные панели площадью 57 квадратных метров, — рассказал директор АНО «Национальный центр инженерных конкурсов и соревнований», руководитель экспедиции «Эковолна» Евгений Казанов. — Они выдают мощность в 9 кВт и накапливают энергию, благодаря чему катамаран способен двигаться с нужной нам скоростью очень долго, даже когда несколько дней подряд стоит пасмурная . Судно не загрязняет воздух и не выбрасывает никаких отходов в воду».

Вторая миссия — прямо на ходу проводить изучение экологического состояния водоемов. Специалисты берут гидрологические и биохимические пробы, анализируют качество воды по всему маршруту. У берегов Самары, Тольятти и Сызрани необходимые образцы уже собраны. Отметим, что материальную и методическую базу для исследований предоставили МГУ, МГИМО, Институт географии РАН, СПбГПУ. По завершении экспедиции эти вузы помогут составить интерактивную карту экологического состояния рек и водохранилищ.

И третья задача — знакомство по пути следования с людьми, которые предлагают идеи, проекты и реальные инструменты по улучшению водной экосистемы.

Тольяттинские разработки

В 14 городах организаторы экспедиции собирают за круглым столом всех заинтересованных лиц и проводят научно-технический фестиваль «Эковолна». Помимо конференций и мастер-классов значительную часть мероприятия занимают презентации местных проектов в сфере экологии.

Тольяттинцы презентовали уже осязаемые, испытанные и готовые к работе образцы техники. К примеру, Тольяттинский государственный университет в сотрудничестве с центром робототехники «Аиралаб Рус» представил два беспилотных аппарата — летающий дрон «Патрульный» и плавающий дрон «Эколог».

Первый дрон призван облетать акваторию того или иного водоема и с воздуха мониторить его состояние. «Этот беспилотник может фиксировать в памяти или передавать напрямую не только визуальную картинку, — рассказал руководитель «Аиралаб Рус» Евгений Радченко. — Он фиксирует цвет воды, скорость течения, наличие мусора. Если, допустим, речь идет о скоплении водорослей, «Патрульный» способен оперативно определить, каковы их свойства, опасны ли они для обитателей водоема и людей».

Дрон «Эколог» анализирует состояние реки непосредственно с водной поверхности. Он проверяет воду на наличие в ней азота, аммиака, водорода, кислорода и, конечно, общий уровень загрязнения. Заодно беспилотник определяет температуру воды. Высокий градус, как известно, позволяет множиться ядовитым сине-зеленым водорослям. И дроны, созданные в Тольятти, способны отслеживать распространение опасной зелени, анализировать ее свойства, уровень токсичности.

Во время фестиваля разработчики спустили «Эколога» на воду. Отвечая на вопрос об остойчивости аппарата, консультант института машиностроения ТГУ Павел Крюков заявил, что даже при высокой волне, сильном течении и ветре дрон будет выполнять свои функции: «Этот беспилотник практически непотопляем. У него есть и другое преимущество. В отличие от плавсредств, которые сейчас используют природоохранные учреждения, «Эколог» способен зайти в любую узкую протоку и мелководную реку».

Павел Крюков отметил еще одну важную характеристику обоих дронов. По воздуху и воде они перемещаются за счет солнечной энергии и не загрязняют окружающую среду.  Накопленная в батареях, эта энергия обеспечивает работу устройств и в те часы, когда скрыто облаками и тучами. Точно так же, как и у экспедиционного катамарана.

Евгений Казанов,руководитель экспедиции «Эковолна»:

«Солнечный» катамаран целиком построен российскими специалистами из отечественных же комплектующих. Корпус изготовлен в Санкт-Петербурге, солнечные панели — в Новочебоксарске, аккумуляторы — в Новосибирске, вся электроника — в Москве. Можно смело говорить о том, что судостроительная отрасль России в состоянии строить экологически чистый флот любых размеров и назначения.

Источник: https://www.vkonline.ru

Нет комментариев

Прокомментируйте

<