Минпромторг, ранее пытавшийся обязать автоконцерны использовать российский алюминий для поддержки «Русала» Олега Дерипаски, теперь требует окрашивать автомобили российскими лаками и красками. Также автоконцерны обяжут использовать шины, произведенные только в странах ЕАЭС. Переход на отечественные шины на авторынке считают в целом допустимым, но лакокрасочную продукцию, соответствующую глобальным требованиям концернов, Россия не производит.
По данным “Ъ”, Минпромторг разработал поправки к постановлению правительства №719, требующие углубить локализацию продукции автопрома за счет использования российской лакокрасочной и шинной продукции. Речь идет об использовании с 2020 года не менее 30% российских лакокрасочных материалов (ЛКМ) при окрашивании легковых автомобилей, не менее 50% — легких коммерческих, не менее 70% — грузовых автомобилей, не менее 80% — автобусов и не менее 90% — любых деталей, узлов шасси и комплектующих. Также с 2020 года предполагается обязать автоконцерны использовать шины, произведенные только в странах ЕАЭС. Новые требования, по данным “Ъ”, будут обсуждаться 9 ноября в ходе совещания в Минпромторге под председательством заместителя главы ведомства Виктора Евтухова (материалы к совещанию есть у “Ъ”). В Минпромторге “Ъ” не прокомментировали ситуацию.
В автоконцернах “Ъ” не ответили. В «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» (завод Hyundai в РФ, выпускает модели Solaris, Creta, а также Kia Rio) “Ъ” сообщили, что закупают импортные краски и лаки у BASF и KCC. «Мы используем краски на водной основе, они более безопасны с точки зрения экологии и здоровья сотрудников, но сегодня российский завод BASF не выпускает такие краски»,— сказали в компании.
Гендиректор «Nokian Tyres Россия» Андрей Пантюхов говорит, что существующие в РФ производства могут покрыть потребности концернов в шинах. По данным компании, объем производства легковых шин в РФ в 2017 году составил 46,8 млн единиц, экспорт — 17,1 млн единиц. При этом доля шин для первичной комплектации, по его словам, составила 5,4 млн шин, и большая часть была обеспечена локальным производством.
Собеседники “Ъ” на авторынке подозревают, что новые требования пролоббировали химики по следам попытки Минпромторга внести в то же постановление поправки об обязательном использовании российского алюминия. Такую меру ведомство предусмотрело, чтобы помочь «Русалу» Олега Дерипаски, попавшему под санкции США (см. “Ъ” от 1 августа). Переход на шины производства ЕАЭС к 2020 году в теории возможен, и сложности носят чисто технический характер, полагают источники “Ъ”, но с ЛКМ ситуация иная: необходимые для автопрома технологии с учетом глобальных требований концернов в РФ сегодня отсутствуют.
По словам гендиректора Inventra (входит в группу Creon) Рафаэля Григоряна, доля импорта в потреблении ЛКМ для легкового автомобилестроения — около 70%, коммерческого транспорта — 45%. Он отмечает, что автопром далеко не основной сегмент потребления ЛКМ в РФ, но один из самых перспективных. В ООО «Хелиос Рус» (лакокрасочная продукция Helios поставляется группе ГАЗ и КамАЗу) признают, что требуемый уровень использования российских ЛКМ в автопроме будет «довольно сложно» достигнуть. Там указывают на отсутствие в РФ необходимых для автопрома технологий покрытия и качественного сырья. Доля потребления ЛКМ для автопрома за первое полугодие, говорят в компании,— около 65% от общего рынка промышленных ЛКМ, при этом потребление такой продукции российского производства — не более 10% от общего объема применяемых в РФ лаков и красок. В BASF “Ъ” сказали, что поставляют материалы с завода автолакокрасочных покрытий в Павловском Посаде многим автоконцернам, среди которых АвтоВАЗ, Ford Sollers, Volkswagen. Большая часть сырья на завод поступает из Германии, говорят в компании.
«В России нет целых классов сырья и пигментов, например, для алифатических полиуретановых красок, которые используются в основном для окраски белых автомобилей и являются единственным покрытием, которое не желтеет под воздействием ультрафиолета,— говорит глава Rupec Андрей Костин.— Спрос на такой тип краски российские производители не смогут закрыть даже на 30%, так как нет технологии»,— говорит он. Сейчас, поясняет эксперт, у каждого производителя есть проверенные глобальные поставщики, с которыми уже налажены четкие схемы поставок. И поиск других вариантов на не самом крупном с точки зрения объемов производства автомобилей российском рынке может увеличить себестоимость окраски. «Если бы российские краски были конкурентоспособны по цене и качеству, они бы давно наладили поставки на местные автозаводы, как это сделали производители пластиков»,— полагает господин Костин.
Источник: kommersant.ru
Нет комментариев
Прокомментируйте