Основные мифы о российском социальном предпринимательстве

Основные мифы о российском социальном предпринимательстве

16.11.2018 0 комментариев

Главными являются следующие мифы: 1) это не бизнес, на решении общественных проблем заработать не получится. На самом деле данная деятельность направлена на решение или смягчение проблем социума на условиях самоокупаемости и устойчивости; 2) это благотворительность. В действительности социальный бизнес находится на грани благотворительности и предпринимательства; 2) эта деятельность существует за счет грантов. Согласно действующему законодательству, коммерческие предприятия не могут получать гранты от государства; 3) это не про деньги – многие деловые люди, занимаясь социальным предпринимательством, выходят на самоокупаемость, привлекают и получают доход.

Термин «» сравнительно недавно появился в нашей стране, но уже успел обрасти мифами

28 июня в России отмечался Международный день социального бизнеса. Термин «социальное предпринимательство» сравнительно недавно появился в нашей стране, но уже успел обрасти мифами.

Миф № 1. Социальное предпринимательство – это не бизнес

Основной миф о социальном предпринимательстве в России — что это не бизнес и что нельзя зарабатывать на решении проблем общества. Однако это не так. Социальный бизнес — это прежде всего предпринимательская деятельность, а значит, она направлена на получение прибыли. Основными критериями является предпринимательский подход и новаторство в решении социальной проблемы, а также тиражируемость проекта и финансовая устойчивость.

Отличие же социального предпринимателя от других в том, что основная его цель — не деньги, а решение или смягчение социальных проблем общества. Но существовать на рынке он должен обязательно на условиях самоокупаемости.

Владимир Яблонский, директор направления «Социальные проекты» АСИ

Социальное предпринимательство — это деятельность, изначально направленная на решение или смягчение социальных проблем общества на условиях самоокупаемости и устойчивости. Прежде всего это предпринимательская деятельность, связанная с полноценным предприятием, с постановкой менеджмента, поиском и реализацией возможностей на рынке. Как и в любом бизнесе, это извлечение прибыли, это нужно понимать. Но основная цель у социального предпринимательства немного другая. Это создание социального блага, которые востребовано на определенной территории или в стране в целом.

Миф № 2. Социальное предпринимательство – это благотворительность

Другое популярное заблуждение, что социальное предпринимательство — это благотворительность. Как отмечалось выше, как и любая другая предпринимательская деятельность, социальный бизнес подразумевает получение прибыли от продажи товаров или оказания услуг. В свою очередь, благотворительность по определению должна быть занятием бескорыстным и безвозмездным.

Социальный бизнес находится на стыке предпринимательства и благотворительности. Отличие в том, что для преодоления проблем общества используются бизнес-решения и получение коммерческой выгоды.

Миф № 3. Социальное предпринимательство живет на грантах

Часто социальных предпринимателей путают с НКО и благотворителями, однако коммерческие организации по закону не могут получить государственные гранты на реализацию социальных проектов. При этом у бизнесменов есть возможность получить заказ от государства в рамках той или иной федеральной , если доказана социальная значимость проекта. Например, повышение информационной грамотности населения, адаптация и трудоустройство людей с ограниченными возможностями и т.д. Экспертизой, продвижением и тиражированием социально значимых инициатив в России занимается Агентство стратегических инициатив (АСИ).

Для финансовой поддержки и развития социального предпринимательства в России создан фонд «Наше будущее». Организация отбирает наиболее перспективные инновационные идеи и проекты для реализации, предоставляет беспроцентные целевые займы. За 7 лет работы Фонд поддержал 108 социальных предпринимателей на общую сумму 231 млн рублей. Кроме того, фонд предоставляет социальным предпринимателям консалтинговую и информационную поддержку, разрабатывает образовательные программы и законодательные инициативы в области социального предпринимательства.

Миф № 4. Социальное предпринимательство не про деньги

Несмотря на то что социальное предпринимательство обычно рассчитано на незащищенные слои населения, и проекты решают довольно узкие проблемы, многим бизнесменам удается не только выйти на самоокупаемость, но получить прибыль и привлечь инвестиции.

Кнопка жизни

Проект появился в 2010 году. Это медицинская сигнализация — система экстренного вызова помощи для пожилых и людей ограниченными возможностями. Проект окупается за счет абонентской платы клиентов. Команда стала призером нескольких конкурсов стартапов. В 2012 году получила $ 1,1 млн от АйTи и Venture Angels, а месяц назад в «Кнопку жизни» вложил $ 1,3 млн ФРИИ.

Мамина школа

Онлайн-школа для родителей и детей до 12 лет, где родители и их дети могут получить необходимые знания и помощь от квалифицированных специалистов посредством онлайн-консультаций, онлайн-курсов, аудио- и видеоуроков, тренингов, вебинаров и мастер-классов. Проект получил инвестиции в $30 000 и прошел акселерационную программу ФРИИ.

Донор

Первое в России мобильное приложение и система мотивации для доноров крови. Команда проекта занимается привлечением бизнеса и общественных организаций для участия в донорском движении страны. Проект получил инвестиции от Microsoft Seed Fund, стал призером российских и международных конкурсов социальных проектов.

Социальный гериатрический центр «ОПЕКА»

Сеть частных пансионатов в Северо-западном федеральном округе с лечением для пожилых людей, нуждающихся в уходе — учреждений нового формата по оказанию квалифицированной медико-социальной помощи наиболее уязвимой части общества. В этом году будет открыт 7-й центр, проект получил финансирование от фонда «Наше будущее».

Магазин «Спасибо!»

Первый городской благотворительный магазин в России, который работает с мая 2010 года. Начавшись как маленькая организация, работающая с ненужными вещами, проект вырос в целое сообщество, которое находится в центре городской и общественной жизни. В Санкт-Петербурге открыто 3 магазина, куда люди могут принести свои ненужные вещи. Одни вещи раздаются нуждающимся, а другие можно приобрести в магазине. Оставшаяся после покрытия всех статей расходов прибыль перечисляется на благотворительность. Кроме того, команда проекта помогает открыть подобные магазины другим социальным предпринимателям.

Источник: rb.ru

Нет комментариев

Прокомментируйте

<