Реальные и мнимые ценности

Реальные и мнимые ценности

24.07.2018 0 комментариев

На современном этапе развития цивилизации, начиная с прошлого века, человечество, обладающее мощным технологическим потенциалом, в глобальных масштабах преобразовывает природу.Технические средства производства позволяют во много раз повысить производительность труда. Быстродействующая компьютерная техника способна творить чудеса: управлять сложными технологическими процессами, предсказывать погоду, решать труднейшие математические задачи, которые не удавалось решить ранее другими способами, отправлять почти мгновенно сообщение по электронной почте, выйти в Интернет и почти мгновенно найти интересующую нас информацию. Телевизоры, видео- и аудиотехника с высоким качеством изображения и воспроизведения стали широкодоступным средством, позволяющим многим людям, не выходя из дома, посмотреть тот или иной фильм либо послушать завораживающую, чудеснуюмузыку Бетховена, Моцарта, Чайковского и других выдающихся композиторов.

Казалось бы, и высокопроизводительные машины, и компьютеры, и другие виды современной техники, вытесняя физический труд, высвобождают всё больше времени для творческой, умственной работы человека и его гармоничного развития. В некоторой степени это соответствует действительности. Так, многие наши современники даже не представляют, что такое настоящий физический труд – как тяжело, например, пахать землю сохой или плугом, как в поте лица жать жито серпом, и для них «она на поле барском жито жала» – лишь красивые, но непонятные слова. Умственный труд уже преобладает во всех развитых странах. Может сложиться обманчивое впечатление, что без физического труда можно обойтись и добиться многого, стоит только захотеть, да и умственный труд вовсе не обязателен каждому – компьютер поможет решить сложные и простые задачи.

В искусственной среде, создаваемой руками человека и называемой техносферой, всё меньше и меньше остаётся места для живой природы. И, как следствие, рождается множество трудно решаемых проблем, связанных с деградацией окружающей среды и потерей духовно-нравственных ценностей. В решении таких глобальных проблем важнейшую роль играет современная система образования.

Согласно отечественному законодательному определению, – это воспитание и обучение в интересах человека, общества и государства. Можно было бы только радоваться, что в этом важнейшем определении воспитание поставлено на первое место, и тем самым подчёркнута значимость воспитания в сложном процессе становления личности.

Однако, как показало время, воспитание в реальной жизни повисает в воздухе, а официальные законодательные документы оказываются бесполезными – в них чётко не прописаны конкретные пути развития образования и нет ясного представления о самом главном – воспитании высокообразованной личности, в необходимости которого никто не сомневается.

Очевидно, что уровень развития общества во многом зависит от основополагающих ценностей, формировавшихся в сознании людей в течение многих веков. Какие же ценности определены в официальных документах? Назовем их: жизнь, здоровье, , любовь и семья, эротика, секс, образование и культура, труд, карьера, собственность,идеология.

Любого здравомыслящего и благочестивогочеловека не может не удивлять, что среди названныхценностей не нашлось места для самой важной – духовно-нравственного воспитания, в значительной степени определяющего все остальные. И такое пренебрежение воспитанием не случайность, а явный признак глубокого нравственного кризиса современного общества.

Все люди, вне зависимости от рода занятий и социального статуса, всегда ценили и ценят воспитание, официально представленноенеотъемлемой частью образования. Однако не следует забывать: истинное воспитание начинается отнюдь не в первом классе школы, а гораздо раньше – с рождения ребёнка, и только в таком случае оно, являясь наиболее полноценным и действенным,приносит свои драгоценные плоды. Главную и определяющую роль в воспитании детей в раннем возрасте играют родители и семья, а не традиционная система образования.

В приведённой группе появились якобы новые ценности, обозначенные словами «секс» и «эротика» и занимающие почётное место между двумя парами слов – «любовь и семья», «образование и культура». В Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова секс определяется, как всё относящееся к половой жизни. А эротика – чувственная обращённость к половой жизни, к изображению её. Исходя из понимания смысла этих слов, можно сделать заключение, что, представляя собой мнимые ценности, они,оказавшись в упомянутой группе, преднамеренно и целенаправленно навязываются, хотя и приводят кдеградации личности. Предпринимаются активные попытки ввести в школьную программу специальный предмет для досконального их изучения. Во многих газетных и журнальных статьях и даже в некоторых театральных постановках раскрываются сокровенные тайны интимных отношений. На эту тему издаются многотысячными тиражами книги и создаются специальные сайты в Интернете, несмотря на то, чторазмен истинной любви на секс обедняет духовный мир человека, разрушает семью, катастрофически сказывается на рождаемости и ведёт к деградации общества.

В то же время в средствах массовой информации – и в печати, и в телевизионных передачах, и в театрах и кино – очень редко затрагиваются очень важные темы духовно-нравственного просвещения. Почти забыты известные с древних времён слова «стыд», «совесть», определяющие духовную чистоту человека. «Стыд запрещает порой то, чего не запрещают », – сказал великий римский мыслитель и писатель Сенека. А утраченный стыд редко когда возвращается.

Очевидно, если бы стыд и совесть воспринимались как основные духовно-нравственные ценности, то не было бы телевизионных передач, статей, фильмов и книг, развращающих душучеловека. Соответственно не было бы чиновников, далёких от культуры и образования, насаждающих своё превратное понимание человеческих ценностей. Не издавались бы книги с ненормативной лексикой, и не было бы театральных постановок, обнажающихчеловека и травмирующих его душу.

Если бы преднамеренно не отвергалсявнутренний нравственный закон, утверждающий совесть и спасающий душу человека от грехопадения, то не было бы тех постыдных реформ, приведших в недалёком прошлом к массовому обнищанию русского народа. Не было бы «реформаторов»,осмелившихся проводить крупномасштабный социальный эксперимент, в результате которого небольшая кучка людей, утративших совесть,завладела огромными народными богатствами.

В упомянутой группе ценностей не назван отдых, а ведь люди всегда ценили и ценят отдых. Потребность в нём определена самой природой человека, его физиологией. Один из широкораспространённых видов отдыха, прежде всего,молодёжи – посещение дискотек и так называемых шоу-концертов с музыкальным сопровождением с применением электронной аудиотехники. Такая техника, в отличие от традиционных музыкальных инструментов, способная воспроизводить чрезмерно мощный звук с двумя-тремя аккордами и преобладанием низких частот, оказывает сильное психическое и физиологическое воздействие на организм человека: блокируется нормальная работа мозга, парализуются рецепторы, и, следовательно, человек становится безвольным и легко управляемым. Чрезвычайно громкая музыкальная вакханалия – вовсе не музыка, а интенсивный вредоносный шум, вызывающий чрезмерное звуковое облучение, не менее опасное, чем другие виды облучения. В результате такого пагубного воздействияпробуждаются низменные чувства и обостряетсяпотребность в наркотиках и алкогольных напитках. «Наихудшее, чему может научиться молодёжь, – легкомыслие. Ибо оно порождает те удовольствия, из которых развивается порок», – сказал великий мыслитель древности Демокрит.

Вне всякого сомнения, молодой человек, прошедший хорошую школу родительского воспитания, никогда не согласится проводить своё свободное время на дискотеках и шоу-концертах, а сочтёт целесообразным приобщиться к великим писателям, прочитав серьёзную хорошую книгу, предпочтёт послушать классическую музыку, либо заняться спортом, то есть сделать то, что возвышает человека и пробуждает в его душе благородные чувства. А воспитанные взрослые не осмелились быорганизовывать и устраивать увеселительные массовые шоу-развлечения, унижающие достоинствочеловека, извлекая при этом огромные доходы.

Одна из важнейших человеческих ценностей – образование. Во все времена люди ценили образование и стремились его получить. В отечественном образовании, как и в других сферах деятельности человека, накопилось множествопроблем, рождённых бездумными «инновациями» реформирования в последние десятилетия.

Трудно решаемая проблема образования – резкое падение его качества на всех уровнях обучения, начиная от школьного и кончая высшим профессиональным. Некоторые министерские чиновники предлагали оригинальный способ оценкикачества – с помощью критериев и средств, применяемых для оценки качества промышленной продукции, проводить контроль, для которогопланировалось привлечь полицию качества, а на местах – центры качества. Эффективность подобных мер повышения уровня образования весьма сомнительна. Ведь качество образования, очевидно, не зависит от того, каким способом его определять и как проводить его оценку. Зависит оно от квалификации учителей и преподавателей, от качества учебников и учебных пособий, от учебно-методического обеспечения и от того, насколько технические средства обучения соответствуют современному уровню развития технологий, и в значительной степени определяется тем, какую цель преследует чиновники от образования.

Отметим лишь некоторые особенности отечественного образования. В 90-х годах прошлого века многие высококвалифицированные учителя и преподаватели в поисках достойных средств существования были вынуждены покинуть любимую работу. Плохое преподавание – плохие ученики. Понятно, что мало знающие не могут научить многому. Кроме того, истинный педагог должен любить не только свой предмет, но и своих учеников, студентов, включая тех, которые не получили хорошего воспитания ни дома, ни в школе. А достичь такой высокой цели удаётся далеко не всегда и не всякому педагогу высокой квалификации.

Низкое качество многих учебников для средней школы и вузов даже с министерским либо другим грифом не способствует успешному изучению и усвоению самого простого учебного материала. Это означает, что сам гриф не гарантирует высокое качество учебника или учебного пособия. Издатели учебной литературы и авторы учебников знают: для получения грифа (кроме предусмотренного инструкцией официального взноса) необходимо внести немалые деньги, чтобы пополнить карман бессовестного чиновника.

Вполне очевидно: с помощью устаревшего технического оборудования, используемого в процессе обучения, нельзя подготовить высококвалифицированного инженера, владеющего современными наукоёмкими технологиями.

Не менее очевидно и другое – если в первый класс приходят невоспитанные дети, то обеспечить хоть какое-то качество образования в школе невозможно. Некоторые из таких детей, попадая под дурное влияние разболтанных старшеклассников,совершают хулиганские поступки: провоцируют драки, обижают младших, расписывают школьные парты и фасады домов.

О каком качестве образования в вузах можноговорить, если студенты не владеют минимумом знаний, предусмотренным школьной программой. И таких студентов становится всё больше и больше, так как критерием для поступления во многие негосударственные и государственные вузы являются не знания (как это было во все времена), а деньги – официальная плата за обучение. Родителей подобных студентов можно понять: они мечтают о том, чтобы их дети, получив образование, достигли большего, чем они сами. Очевидно и другое – большинство отечественных вузов не может обеспечить качественное образование – у них нет ни хорошей учебно-методической базы, ни квалифицированных педагогов. В то же время такие вузы гарантируют получение диплома государственного образца. Появилась огромная армия студентов, которые не могут и не хотят учиться. Нарушен естественный процесс конкурсного отбора, когда побеждает сильнейший – совсем недавно в вузы поступали наиболее подготовленные и сильные абитуриенты.

В последние десятилетия бесконтрольно, при попустительстве министерских чиновников множились платные вузы, которые якобы готовят менеджеров, экономистов, юристов, социологов и других никому не нужных «специалистов». Выпускники таких «вузов» стремятся сразу же после окончания института занять какой-либо престижный руководящий пост с хорошей заработной платой. И лишь немногие устраиваются на такую работу при содействии своих влиятельных родителей, а подавляющее большинство остальных пополняют ряды безработных с одним или даже двумя дипломами государственного образца. Возникает вопрос: была ли объективная необходимость открывать множество негосударственных вузов?Теперь всем понятно, что нет. Министерские чиновники, отвечающие за организацию образования, допустили стратегическую ошибку и пытались исправить с привлечением полиции качества образования, надзора и других весьма сомнительных новоявленных органов. Подобные ошибки не допускались бы, если бы чиновники были воспитанными и высокообразованными людьми, понимающими, что, находясь на государственной службе, нужно не только контролировать, но и прогнозировать и создавать условия для повышения качества образования, то есть проявлять заботу об укреплении таким образом государственности, а не увлекаться сомнительными «инновациями».

В последнее время активно обсуждается ещё одна попытка улучшить качество образования – ввести 12-летнее среднее образование, при этом предлагается начать учить читать и писать детей в возрасте до семи лет. Преследуется якобы благородная цель – дать детям больше знаний в самом раннем возрасте. Однако знать много не означает знать хорошо. Кроме того, знания без нравственной основы могут оказаться не только бесполезными, но ивредными и даже губительными. Не нужно забывать и другое: учёба – это напряжённый умственный труд, а не любовь, которой все возрасты покорны. Большинство детей физиологически не готово, чтобы принять большую умственную нагрузку в возрасте до семи лет. Попытка научить ребёнка в таком возрасте всему и вся может кончиться для него неудачей, и вызовет не радость познания, а отвращение к учёбе.

Возраст ребёнка от рождения до семи лет – самое благодатное время для воспитания. Именно этот младенческий возраст предопределён самой природой и физиологией человека, чтобы в душе его пробудилось духовно-нравственное начало и чтобы, повзрослев, он обладал высшей властью – властью над собой и не был порабощён своими страстями. «Если бы дети не принуждались к труду, то они не научились бы ни грамоте, ни музыке, ни гимнастике, ни тому, что наиболее укрепляет добродетель, – стыду. Ибо по преимуществу из этих занятий обычно рождается стыд», – утверждал Демокрит. Пример любящих родителей самый действенный ввоспитании детей. Плохо воспитанного человека трудно, а иногда и невозможно перевоспитать.

Только при условии, что с раннего детства ребёнок воспитывается в кругу своих любимых родителей, глубоко познавших жизнь, могут реализоваться генетический потенциал человека, заложенный природой и ограниченный во времени жёсткими возрастными рамками. Если сроки пропущены, то наследственный потенциал, каким бы превосходным не был, очень быстро гаснет, и человек по своему интеллектуальному развитию остаётся на уровне примата.

На базе благородного воспитания закладывается надёжный фундамент всей системы образования и дальнейшей практической деятельности каждого человека.

Источник: https://viperson.ru

Нет комментариев

Прокомментируйте

<