Алексей Емельянов: «Современный мегаполис — это пространство памяти»

Алексей Емельянов: «Современный мегаполис — это пространство памяти»

26.07.2018 0 комментариев

В Москве порядка 8 тысяч объектов культурного наследия — это особняки, усадьбы, образцы монументального искусства и культового зодчества. Все они находятся под охраной государства, их нельзя сносить и изменять их облик. Ежегодно реестры зданий и объектов с особым статусом пополняются. Глава Департамента культурного наследия Алексей Емельянов рассказал каким образом городские дома признают памятниками истории, архитектуры, культуры и искусства, может ли обычный горожанин без специального образования и опыта предложить присвоить особый охранный статус тому или иному дому, как заботятся о историческом наследии столицы и как дома из далекого прошлого продолжают быть востребованными в современном мегаполисе.

— Алексей Александрович, сколько всего в Москве зданий, которые признаны объектами культурного наследия? И что дает этот статус?

— Сейчас в городе порядка 8 тысяч объектов культурного наследия, сюда входят и особняки, и усадьбы, и произведения монументального искусства, и объекты культового зодчества и многое другое. Мосгорнаследие постоянно ведет работу по сохранению и восстановлению памятников архитектуры. Список объектов культурного наследия, то есть зданий, которые находятся под охраной государства, регулярно пополняется. В нем представлены памятники, относящиеся к разным векам. Они создают архитектурный облик города, связаны со значимыми событиями в истории России, а также с жизнью и деятельностью выдающихся, архитекторов, ученых, художников, писателей. Охрана государства позволяет уберечь их и сохранить для наших современников и потомков.

— А Вы могли бы назвать, что включили в реестр совсем недавно?

— Конечно. Буквально на днях был включен в реестр объектов культурного наследия комплекс зданий Детской больницы имени святой Ольги, построенный в 1880–1890-х годах в Орлово-Давыдовском переулке. Там давно уже нет медицинского учреждения, но сами строения в стиле эклектики сохранились такими же, какими их видели москвичи в XIX веке. Примечательно, что в главном корпусе этой больницы в 30-е годы XX века жил и работал выдающийся советский детский врач профессор Александр Андреевич Кисель (1859–1938), основавший первую в СССР детскую ревматическую клинику и руководивший ей с 1934 года до конца жизни. Кроме того, он создал учение о хронической туберкулезной интоксикации у детей. На фасаде первого строения детской больницы имени святой Ольги есть табличка, посвященная этому врачу.

— Объясните, пожалуйста, в чем разница между выявленными объектами культурного наследия и объектами культурного наследия федерального и регионального значения?

— Правила охраны выявленных или уже признанных объектов культурного одинаковые. Объекты культурного наследия федерального значения в реестр вносят специалисты Министерства культуры, а регионального значения — эксперты Мосгорнаследия. Выявленный объект культурного наследия – это некий промежуточный статус, с момента получения которого здание находится под охраной. В будущем оно может быть включено в реестр как объект культурного наследия регионального или федерального значения. Городские дома и постройки с охранным статусом запрещено сносить. Это уголовное преступление. А реставрацию, ремонт и вообще фактически любые работы собственники или арендаторы должны согласовывать с Департаментом культурного наследия. Ход самих работ контролируют наши специалисты, чтобы исторический облик здания ни в коем случае не был искажен.

— Как дом признают объектом культурного наследия? Принимают ли участие в этом процессе горожане и общественные организации?

— Изучение и присвоение особого статуса таким объектам — одна из главных составляющих деятельности Мосгорнаследия. Граждане, а также общественные и коммерческие организации очень помогают нам в этом. Если житель, или представители общественной или коммерческой организаций считают, что то или иное здание должно пополнить реестр объектов культурного наследия, они могут обратиться в Мосгорнаследие. Главное — грамотно составить заявление, с правилами подачи можно ознакомиться на сайте ведомства. Если же остались вопросы, например,  имеет ли охранный статус то или иное здание, ответы на них также можно получить на сайте Департамента в специальном разделе. Мы рассматриваем каждое обращение. Хочу отметить, что нам приходят тщательно проработанные заявки с подробным описанием здания и обоснованием, почему именно его необходимо признать памятником. Это очень плодотворный диалог с горожанами. Ведь культурное наследие города можно сохранить лишь при поддержке его жителей.

После получения заявки специалисты проводят различные историко-архивные исследования, выезжают на объект, изучают все заявленные особенности. Дальше результаты представляют на рассмотрение Научно-методического совета при Мосгорнаследии. В нем около 50 экспертов — почетных реставраторов, архитекторов, историков, искусствоведов. Они, по итогам экспертизы в ходе продолжительных дискуссий и обсуждений, решают судьбу здания. В течение 90 дней принимается решение о включении или не включении здания в список. Если решение положительное, то с этого момента здание находится под государственной охраной. Затем начинается второй этап, по итогам которого уже может быть принято решение о включении здания в реестр объектов культурного наследия. Для этого нужна историко-культурная экспертиза. Ее проводят независимые специалисты, аттестованные Министерством культуры РФ.  Результат такой экспертизы снова выносят на обсуждение Научно-методического совета, а также публикуют на сайте для открытого общественного обсуждения. Главные условия присвоения статуса объекта культурного наследия —  уникальность и подлинность.

— Все ли памятники, которые имеют охранный статус, реставрируют?

— Одним из главных направлений нашей деятельности является спасение объектов культурного наследия от разрушения и физической утраты, и здесь реставрационные и противоаварийные работы занимают важнейшее место. Решение об их необходимости принимают профильные специалисты Мосгорнаследия, но это не происходит спонтанно или незапланированно. По каждому имеется документация, в которой отражено его техническое состояние и необходимость проведения реставрации. Именно состояние объекта является решающим фактором. Если нужна реставрация, то собственнику или арендатору выдается специальный план, в котором описан порядок действий. Также у каждого собственника есть охранное обязательство — документ, согласно которому собственник берет на себя обязательство по сохранению объекта культурного наследия. Например, обязательство арендатора или собственника «осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии».

Несмотря на то, что по закону именно пользователь обязан содержать памятник, я всегда отмечаю, что сохранение объектов культурного наследия — это совместная работа властей города, собственника и горожан. Поэтому я призываю граждан, которые заметили какие-либо подозрительные работы или действия на памятниках обращаться к нам на горячую линию (Горячая линия Мосгорнаследия  +7 (916) 146-53-27 — наши специалисты обязательно проверят законность действий рабочих. Подчеркну, что мы реагируем на каждое обращение горожан и всегда даем обратную связь по проблемам. Мосгонаследие открыто для любой критики, замечания москвичей позволяют совершенствовать нашу работу.

— Как происходит реставрация памятников архитектуры? Можно ли сказать, что им полностью возвращают их исторический внешний вид?

— Реставрации предшествует кропотливая и долгая исследовательская работа. Специалисты изучают архивные документы, фотографии, а также материалы, которые использовались при строительстве здания, при этом, по возможности, сохраняются оригинальные образцы. Например, если речь идет о декоре фасада здания, выполненного из белого камня или фибробетона, то недостающие элементы реставраторы воссоздают из этих же материалов. То же самое касается и деталей, которые были утрачены полностью — их внешний вид восстанавливают по историческим чертежам, документам и фотографиям, если они имеются. Так, знаменитая Звезда в павильоне «Космос» — люстра диаметром 4,24 метра и весом почти тонну, была воссоздана благодаря чертежу проекта Ивана Таранова из архива ВДНХ, сохранившимся историческим фотографиям, сделанным в павильоне, снимку освещенного купола со стороны Главной аллеи, а также дошедшим до наших дней фрагментам эскизов народного художника СССР Федора Федоровского, который стал автором оригинальной звезды, снятой с Троицкой башни иукрашавшей павильон с 1954 года по середину 1970-х. В 2017 году мы отреставрировали 210 объектов, а это на треть больше по сравнению с предыдущим годом. Нам впервые за семь лет удалось достичь такого показателя.

Всего же за 7 лет в Москве восстановили более тысячи памятников архитектуры. Среди них здание скоропечатниЛевенсона, дом-коммуна архитектора Ивана Николаева, памятники Александру Пушкину и Максиму Горькому, здание Киевского вокзала. В этом году завершилась реставрация фасадов знаменитого памятника конструктивизма — дома-паровоза, или дома с трубой, на Новой Басманной улице. Его девятиэтажная башня напоминает паровозную трубу, отчего он и получи в народе такое название. Узнаваемую башню возвели на углу здания в середине 1930-х, тогда как сам дом был построен еще во второй половине XVIII века.

Восстановлен был и исторический облик здания Галереи Александра Шилова. Этот кирпичный особняк был построен в 1829 году и считается одним из образцов московской эклектики.

Отмечу, что в части опыта и объема производимых работ по сохранению культурного наследия Москва занимает лидирующие позиции во всем мире. Ведь если российскую столицу сравнивать с мегаполисами мира, где такая же плотность населения — будет сложно найти город, в котором бы так внимательно относились к сохранению исторической среды. Поэтому, даже зарубежным коллегам есть чему поучиться у нас.

— Реставрацию каких объектов вы могли бы назвать самой масштабной?

— Пожалуй, самый интересный и показательный проект — ВДНХ. В ходе масштабной реконструкции выставка приобретает исторический облик 1954 года. Всего на территории комплекса расположено 49 объектов культурного наследия. На восьми из них реставрация уже полностью завершена. А все остальные так или иначе задействованы в работах. Реставрацию арки главного входа ВДНХ начали в прошлом году. За прошедшее время полностью закончили восстановление ее центральной части. По участкам подлинного покрытия стен были подобраны образцы терразитовой штукатурки, которая была характерна для облицовки в 1950-х годах и которой оштукатурена большая часть объектов на ВДНХ. Арку Главного входа венчает символ ВДНХ — скульптура «Тракторист и колхозница». Ее тоже отреставрировали в 2017 году. Специалисты провели укрепление бетонной основы композиции и обновили в местах утрат декоративную отделку из золотой смальты. На центральной аллее ВДНХ также завершили реставрацию 14 фонтанов. Все они находятся в восьмигранных чашах, облицованных красным гранитом. В фонтанном комплексе отреставрировали бетонные чаши и приямки, восполнили утраты гранитной облицовки. Во время реставрации специалисты полностью сохранили изначальный исторический облик фонтанов. На ВДНХ постоянно открываются новые музеи. В этом году в апреле после реставрации заработал павильон «Космос». Здесь расположился крупнейший музейный центр «Космонавтика и авиация». В павильоне «Охрана природы» уже ждет гостей «Международный Центр балета». Скоро на ВДНХ появится тематический парк аттракционов. Уже можно прогуляться по зонам Ландшафтного парка. Можно сказать, что реставрация объектов ВДНХ является примером уравновешенного отношения к экологии, сохранения исторического наследия и формирования нового пространства.

— А как продвигается реставрация Дома Наркомфина?

— Работы по реставрации легендарного дома на Новинском бульваре (Новинский бульвар, дом 25/27, строение 12 стартовали в 2017-ом году. В апреле этого года реставраторы вернули первому этажу жилого корпуса первоначальный вид — демонтировали перегородки, закрывавшие бетонные колонны в три ряда, на которых стоит дом. В ходе реставрации также восстановят планировки квартир, коридоров, вестибюля и бывших общественных помещений — библиотеки, столовой и других. На финальном этапе специалисты проведут отделочные работы и благоустроят территорию вокруг комплекса. Кроме того, месяц назад началась реставрация прачечной Дома Наркомфина. Сейчас там идут противоаварийные работы — специалисты укрепляют несущие конструкции. Двухэтажная прачечная с подвалом входит в общий архитектурный ансамбль дома. Напомню, его возводили с 1928 по 1932 год по проекту архитекторов Моисея Гинзбурга и Игнатия Милиниса. Облик прачечной воссоздадут по проекту 1928–1932 годов. Фасады выкрасят в белый цвет, как и остальные строения Дома Наркомфина. В середине прошлого века все стены ансамбля сделали желтыми, однако во время исследования объекта под слоем краски специалисты обнаружили оригинальный авторский белый цвет.

Кстати, дополнительная архитектурная и техническая экспертиза показала, что уникальная для своего времени монолитно-каркасная конструкция здания при надлежащей эксплуатации прослужит еще многим поколениям. Причем, дом сохранит не только исторический облик, но и историческую функцию. В коммунальном корпусе, где до конца 30-х годов располагалась столовая для жителей дома, откроются кафе и рестораны. Квартиры и комнаты основного корпуса снова станут жилыми, а эксплуатируемые кровли будут использоваться как смотровые площадки. Предполагается, что после реставрации в доме расположится 46 квартир. Во всем же своем великолепии этот памятник конструктивизма предстанет нам в 2019 году. Именно тогда планируется завершить его комплексную реставрацию.

— Назовите, пожалуйста, знаковые городские объекты, реставрация которых будет завершена в 2018 году.

— Во-первых, до конца этого года мы планируем завершить реставрацию прачечной Дома Наркомфина. Также будут отреставрированы особняк Кекушевой (улица Остоженка, дом 21) и дом номер 37 по Остоженке, в котором в 1850-м жил Иван Сергеевич Тургенев. Исторический облик вернут фасадам здания Наркомзема, в котором сейчас находится Министерство сельского хозяйства РФ (Садовая-Спасская улица, дом 11/1). Кроме того, в порядок будут приведены особняк купца Ивана Миндовского на Поварской улице и городская усадьба конца XIX – начала ХХ веков в Леонтьевском переулке. Мы надеемся, что жители столицы будут с пониманием относиться к работе реставраторов.

Современный мегаполис —  это действительно пространство памяти. Москва является одним из, пожалуй, самых ярких примеров сохранения информации о предках в рамках физического пространства большого города. Дома, построенные в разные века, в разных стилях и при этом, удачно соседствующие на улицах столицы, мемориальные доски, увековечивающие выдающихся личностей, произведения монументального искусства, некрополи – все это своеобразные опорные точки памяти, которые соединяют эпохи, пережитые Москвой и ее горожанами. Для того, чтобы сохранить эту память, Мосгорнаследие принимает памятники под государственную охрану. Именно государственная охрана позволяет сохранить исторический облик зданий, несущих в себе знания о прошлом, будь то именитый архитектор или знаменитый житель. Но одновременно с этим, важно помнить, что Москва —  это огромный, постоянно развивающийся мегаполис. Поэтому помимо функции памяти, исторические здания должны быть органично включены в жизнь города.

Источник: https://www.mk.ru

Нет комментариев

Прокомментируйте

<