Авто в перегруженном городе: зачем Петербургу платные парковки — РБК Отрасли

Авто в перегруженном городе: зачем Петербургу платные парковки — РБК Отрасли

18.11.2023 0 комментариев

Платные парковки в городах: проблема и решение

Центры городов по всему миру сталкиваются с серьезной проблемой из-за растущего количества личных транспортных средств. , особенно в исторических частях городов, на такое не рассчитана. Усугубляют проблему , припаркованные вдоль проезжей части, что уменьшает и без того небольшую пропускную способность дорог.

Сокращение количества парковочных мест вдоль улиц и организация платных парковок там, где на них имеется большой спрос, сегодня является мировым трендом. Главная цель таких мер — сокращение автомобильного трафика, улучшение экологической ситуации, повышение безопасности жителей и доступность городской инфраструктуры.

Темпы автомобилизации

В 2022 году по всему миру было произведено 85,4 млн автомобилей, что на 5,7% больше, чем в 2021 году. В России за последние десять лет количество зарегистрированных автомототранспортных средств увеличилось с 45,5 млн до 64,5 млн единиц. Из них 50,6 млн — легковые автомобили. В среднем количество транспортных средств каждый год возрастает на 2–2,5 млн единиц, большую часть из них составляют легковые автомобили, свидетельствуют данные МВД России.

Центры притяжения

Введение платной парковки — естественная мера, связанная с автомобилизацией. При достижении определенного количества автомобилей в городе люди начинают конкурировать за парковочные места. Как правило, это популярные локации в центральных районах городов.

«Платные парковки вводятся там, где огромное количество центров притяжения, — объясняет эксперт рабочей группы при правительстве России по законодательству в сфере безопасности дорожного движения Дмитрий Попов. — В Петербурге платными парковками заполнены Центральный, Адмиралтейский, Петроградский, очень маленький кусочек Московского и Василеостровский районы. Это самая центральная часть города, ядро. Те самые места, центры притяжения, которые провоцируют уплотнение трафика на пути движения».

Основная задача платных парковок — борьба с заторами, которые образуются на пути к таким местам притяжения, добавляет эксперт: «Приведу простой пример. Утренние пробки на Литейном мосту, на мосту Александра Невского — это как раз пробки из того транспорта, который едет в центральную зону». Введение платной парковки призвано сократить трафик на подъезде к зоне платной парковки, подчеркивает Попов.

Эволюция зон с платной парковкой в Санкт-Петербурге

Первые платные парковки в Санкт-Петербурге появились в 2015 году с запуском пилотной зоны в Центральном районе. Тогда она охватывала 27 улиц, ограниченных Невским, Лиговским проспектами, набережной реки Фонтанки и Кирочной улицей. К сентябрю прошлого года платным стал уже весь Центральный район. В ноябре 2022 года зона платной парковки распространилась на Адмиралтейский район, в этом году платные парковки появились в Петроградском районе, включая Крестовский остров. С 1 ноября 2023 года платное парковочное пространство пополнили 118 улиц Василеостровского района. Таким образом, по состоянию на сегодняшний день зона платной парковки Санкт-Петербурга охватывает 652 улицы Центрального, Адмиралтейского, Петроградского и Василеостровского районов и разделена на 22 парковочные зоны.

С введением платных парковок в центральной части города появились свободные места, автомобилисты перестали парковать автомобили вторым рядом, что влияет, в свою очередь, на уменьшение заторовых ситуаций, констатируют в Городском центре управления парковками Санкт-Петербурга. Также, по данным ведомства, существенно уменьшилось количество нарушений в виде парковки на тротуарах.

Эффект от платных парковок в цифрах

В августе 2023 года в сравнении с августом 2022 года средняя скорость движения транспорта на магистральных дорогах и дорогах общего пользования в зоне платной парковки в Петербурге выросла на 4%. Перегруженность магистральных дорог по всему Петербургу сократилась в августе на 12,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. А по всей сети региональных дорог этот показатель снизился почти на 11%. На всех станциях петербургского метрополитена вырос среднесуточный пассажиропоток (количество поездок) в рабочие дни. Так, в феврале 2023 года к февралю 2022 года рост составил 13%. Треть роста всего пассажиропотока приходится как раз на станции метро в зоне платной парковки.

«Инициатива очень разумная. Во-первых, разгружается городская сеть и общественный транспорт идет намного быстрее. Во-вторых, проходимость транспортных средств на данных участках дорог увеличилась, трафик стал лучше», — замечает автоэксперт Владимир Сажин.

Муниципалитеты в разных странах мира рассчитывают, что плата за пользование уличными парковками будет стимулировать автомобилистов пользоваться общественным транспортом. «Небесплатность парковок подталкивает к тому, чтобы больше использовать общественный транспорт для ежедневных поездок, — отмечает транспортный инженер компании OTS Lab, эксперт Ассоциации развития велосипедной и пешеходной инфраструктуры «Пошли-поехали» Дмитрий Баранов. — В утренние часы поездки на работу больше всего загружают дороги. И когда все одновременно паркуются в одном районе, это и приводит к нагрузке. Людям, конечно, становится более выгодно ездить на общественном транспорте. При этом остается возможность пользоваться автомобилем, просто не в часы пик».

Постоянная сменяемость

Практика показывает, что плата за размещение транспортных средств способствует постоянной сменяемости автомобилей на одном парковочном месте. Так, по данным Городского центра управления парковками, за время функционирования зон платной парковки в Петербурге этот показатель увеличился втрое.

В платной парковке больше плюсов, чем минусов, говорит Владимир Сажин: «Можно приехать в исторический центр города и всегда найти место для парковки, если ты приезжаешь на час-два по своим делам. Заплатил 200 руб., сделал свои дела и уехал».

Дмитрий Попов добавляет, что своим графиком реализации платных парковок с 8:00 до 20:00 всячески показывает, что является культурной столицей: «Отключение платности в восемь вечера создает возможности любителям культурного досуга приехать в центр в театр в хорошем костюме по слякотной осенней питерской погоде, оставив автомобиль на свободном парковочном месте». В 18:00–19:00 парковочное место уже свободно, оно еще платное, но деньги будут взиматься только за концовку, обращает внимание автоэксперт.

Парковочные разрешения

Во всех зонах платных парковок в Санкт-Петербурге могут парковаться бесплатно:

  • инвалиды I, II, III групп, а также лица, их перевозящие;
  • многодетные семьи;
  • участники Великой Отечественной войны;
  • бывшие несовершеннолетние узники концлагерей;
  • награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
  • владельцы электромобилей.

С 1 декабря этого года трехлетнее парковочное разрешение, дающее право парковаться в зонах платной парковки, смогут оформить зарегистрированные в Петербурге:

  • Герои Советского Союза;
  • Герои Российской Федерации;
  • полные кавалеры ордена Славы;
  • Герои Социалистического Труда;
  • Герои Труда Российской Федерации;
  • полные кавалеры ордена Трудовой Славы.

Обращения горожан не остаются без внимания властей города. 13 ноября состоялось рабочее совещание с членами городского правительства. По его итогам решено доработать порядок оформления парковочных разрешений с целью сделать его для жителей «четким, внятным и прозрачным». «После обращений горожан увидели, что есть какие-то упущения, недоработки. Значит, существующий порядок оформления нужно усовершенствовать», — поручил губернатор Санкт-Петербурга Александр . В частности, в нормативно-правовые акты, регулирующие работу платных парковок, добавят следующие изменения:

  • закрепить за собственником квартиры право оформить на себя два парковочных разрешения;
  • упростить процедуру подачи документов на оформление разрешения, в том числе использовать документы в электронной форме с помощью портала «Государственные и муниципальные услуги в Санкт‑Петербурге»;
  • право бесплатного размещения транспортных средств могут предоставить почетным гражданам Санкт‑Петербурга.

Количество уличных парковок в мире сокращается

Муниципалитеты городов стремятся создать такую городскую мобильность, где будет одинаково комфортно всем его жителям. Дмитрий Баранов из OTS Lab уточняет, что обычно в таком случае речь идет о системе приоритетов, где пешеход является наиболее важным участником дорожного движения. На второе место ставят велосипед (как компактный и полезный для здоровья вид транспорта) или общественный транспорт (как социально значимый и наиболее эффективный). «А дальше уже идут все прочие виды транспорта: использование такси и каршеринга и только потом уже личные автомобили. При такой системе приоритетов достигается лучшее состояние транспортной системы», — подчеркнул эксперт.

Амстердам сокращает парковочные места в рамках «Зеленая инфраструктура 2050», которая включает в себя больше зеленых зон, свободных от автомобилей, а также дополнительные вело- и пешеходные маршруты. Власти намерены поменять транспортную систему города, меньше концентрируясь на автомобилях, отдавая приоритет развитию общественного транспорта.

В Париже запланировали убрать 70 тыс. уличных парковок — половину всех парковочных мест в городе — с целью реализации экологических преобразований. Кроме того, власти пообещали повысить плату за уличную парковку для автомобилей сегмента SUV (кроссоверы).

Лондон, где автомобили, припаркованные на улицах, занимают площадь, эквивалентную десяти Гайд-паркам (14 кв. км), также последовал этому примеру. В докладе аналитического центра Centre For London (занимается исследованиями и программами по решению проблем британской столицы) подчеркивается, что сокращение уличных парковок и более эффективное использование уличного пространства пойдет на пользу всем — и пешеходам, и автомобилистам.

В Барселоне с 2016 года реализуется новый план городской мобильности. Он предусматривает создание так называемых суперблоков (мини-кварталов), движение транспорта в которых остается лишь по периметру. Территории внутри таких суперблоков со второстепенными улицами решено сделать свободными от автомобилей и превратить их в «гражданские пространства», чтобы, как гласит слоган этой инициативы, «наполнить город жизнью».

Пекин тоже придерживается политики «нулевых парковок» в исторических кварталах (хутунах) центральной части города с целью превращения их в уютные места для жизни. В подробном плане развития центральной части Пекина на период 2018–2035 годов подчеркивается, что город должен защищать свою культуру и историю, сохраняя при этом удобство для людей.

В 2019 году Петербург вошел в топ-3 российских городов, удобных для жизни без автомобиля. Рейтинг был составлен по результатам интернет-опроса, проведенного аналитическим агентством «ТурСтат» в День без автомобиля, который ежегодно отмечается во многих странах 22 сентября. За Петербург как лучший город России без автомобиля тогда проголосовал 21% участников опроса. Впереди оказалась Москва с 27% голосов. Тройку лидеров замкнул Екатеринбург — за него тогда отдали свои голоса 9% участников опроса.

Источник: https://www.rbc.ru

Нет комментариев

Прокомментируйте

<