О зимних дорогах с научным подходом

О зимних дорогах с научным подходом

26.11.2024 0 комментариев

О зимних дорогах с научным подходом: интервью с руководителем направления НИОКР-проектов Научно-исследовательского Института зимних технологий и инноваций (Институт Зимы) Татьяной Мокочуниной

фото: институтзимы.рф

Ключевой элемент зимнего содержания объектов инфраструктуры и транспорта – качественные противогололедные материалы (ПГМ). От ПГМ зависит не только и комфорт людей, но и экологическая ситуация в зоне их применения. Некачественные составы могут влиять на деградацию почв, кислородный обмен в водоёмах и естественный природный баланс.

Современные реагенты разрабатываются с учетом минимального экологического следа, с сохранением при этом их эффективности в борьбе со снегом и наледью. За таким результатом стоит работа целой команды экспертов, в том числе экологов и ученых.

Сколько этапов и испытаний проходят противогололедные материалы? Действительно ли ПГМ безопасны для окружающей среды? Почему до сих пор в некоторых городах России предпочитают соль и песок современным реагентам?

На эти и другие вопросы в большом интервью нам ответила руководитель направления НИОКР-проектов Научно-исследовательского Института зимних технологий и инноваций (Институт Зимы), канд.техн.наук Татьяна Мокочунина.

 

— Первостепенная задача для Института Зимы – сделать жизнь зимой в городских условиях комфортной и безопасной для людей и природы. Расскажите, каким нормативам при изучении, разработке и испытании противогололедных материалов, вы следуете?

— Перед нашим институтом стоит задача разрабатывать эффективные, безопасные и экологически обоснованные решения в области предотвращения наледи и гололедицы. Мы создаем и совершенствуем материалы и технологии для обеспечения безопасности дорог, мостов, авиационных площадок и другой инфраструктуры.

Одно из ключевых направлений – создание новых противогололедных материалов, адаптированных к различным климатическим условиям и особенностям эксплуатации, в частности, материалы для экстремально низких температур и специализированные продукты для экологически чувствительных территорий.

Важная часть нашей работы – учитывать влияние разрабатываемых решений на окружающую среду. Мы используем информацию о том, как те или иные материалы воздействуют на почву, водоемы и растительность, что позволяет создавать продукты и технологии с практическим отсутствием негативного влияния на экологию.  

В регулировании разработки, производства и применения ПГМ важную роль играют ГОСТ. Они регламентируют как качество самих материалов, так и их эксплуатационные характеристики для гарантий безопасности, и эффективности ПГМ.

Кроме того, ГОСТ обеспечивают унификацию взаимодействия на всех уровнях – от производителей до надзорных органов. Это упрощает контроль качества и обмен данными.

Мы не только следуем существующим стандартам, но и участвуем в их обновлении. Это позволяет оперативно реагировать на вызовы отрасли с учетом актуальных нормативных требований.

— Что необходимо учитывать при разработке ПГМ, соответствующих ГОСТ?

— Как уже сказала, наша цель заключается в том, чтобы сделать ПГМ с одной стороны безопасными, с другой – эффективными в соответствии с требуемыми условиями применения.

При разработке ПГМ мы учитываем экологическую и химическую безопасность материалов, в том числе антикоррозийность, доступность компонентов, необходимость высокой эффективности материалов при низких и сверхнизких температурах, климатические и другие особенности регионов применения, а также нормативные требования к ПГМ для возможности дальнейшего получения необходимых разрешительных документов.

Кроме того, мы активно исследуем влияние функциональных добавок, которые улучшают свойства реагентов, сохраняя при этом их безопасность для природы и человека.

— Как проверка выглядит на практике? Проверяют ли партии ПГМ ответственные за здоровье граждан и окружающую среду ведомства – Минздрав, , Минтранс?

— Несмотря на то, что современные противогололедные материалы – эффективные и экологически безопасные многокомпонентные реагенты на основе природных солей, перед использованием они проходят всесторонние исследования для получения комплекта разрешительных документов.

ПГМ допускаются к применению при наличии положительного заключения государственной экологической (ГЭЭ) федерального уровня, выдаваемого Росприроднадзором. Для прохождения ГЭЭ должна быть проведена оценка воздействия ПГМ на окружающую среду: почву, водоемы, растительность.

Токсикологическое воздействие материалов на человека контролируется Роспотребнадзором в рамках получения свидетельства о государственной регистрации или экспертного заключения о соответствии продукции единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям, и паспорта безопасности продукции.

В случае, если продукт производится в соответствии с ГОСТ, это соответствие должно быть подтверждено аккредитованной лабораторией с выдачей протокола испытания.    

— В соцсетях встречаются иногда негативные комментарии о реагентах. В том числе, в Санкт-Петербурге сейчас некоторые выступают против «засолки» улиц. Почему, на Ваш взгляд, этот стереотип до сих пор живет? Как развеиваете эти мифы?

— Основной барьер – отсутствие знаний. Многие вспоминают старые способы борьбы с гололедом – та же соль (галит), которая действительно вызывала коррозию и негативно влияла на природу.

Производство современных реагентов относится к химической отрасли, однако, основные компоненты в них – природного происхождения. Люди слышат слово «химия», и автоматически считают реагенты вредными, не учитывая ни специально подобранный состав, о чем говорила ранее, ни всесторонние исследования для того, чтобы материалы вообще разрешили использовать – это ведь большой путь для соблюдения серьезных требований российского экологического законодательства.

Кроме того, не рассматривают даже, что обычно применяемый песок засоряет ливневую канализацию и вызывает пылевые бури. Плюс играют роль и рекламные кампании, которые продают «защиту для автомобилей от реагентов», тем самым ставя пескосоляные смеси, провоцирующие коррозию, на одну полку с современными ПГМ, требования к которым в части коррозии регламентированы ГОСТ.

Скептики всегда будут, но в последние годы ситуация стала меняться. Думаю, что это благодаря разъяснительной работе и внедрению все более и более экологичных ПГМ. Многие отмечают, что дороги стали чище, а пыли – меньше. Чтобы снизить критику, важно не только улучшать технологии, но и активно объяснять их преимущества. Важна прозрачность – публикация исследований и результатов испытаний.

— Цитата с сайта Института Зимы: «Города, переходящие на полностью растворимые антигололедные средства, в сотни раз уменьшают объем грязи, который весной оседает в наших легких». Есть ли в России города, которые уже почти полностью перешли на реагенты и заменили ими песок?

— К числу таких городов относится Москва. Отказ от песка зимой помог уменьшить уровень пыли и сделать воздух чище. И, хотя затраты на такие материалы кажутся выше, по факту они позволяют сэкономить на весенней уборке, на человеко-часах при зимнем содержании дорог и тротуаров, и даже на том, что нет необходимости очищать ливневую канализацию от песка и гранитной крошки. тоже применяет современные ПГМ. Надеюсь, однажды произойдет и полный отказ северной столицы от пескосоляной смеси (ПСС).

В Липецке недавно решили вернуться к жидким реагентам вместо ПСС. Это решение приняли, чтобы уменьшить весеннюю грязь на дорогах и во дворах. Насколько обладаю информацией, власти Екатеринбурга планируют отказаться от песка и соли, чтобы улучшить экологическую ситуацию. Той же позиции придерживается и губернатор Саратова. Надеемся, такие тенденции возьмут за пример и другие руководители Комитетов по благоустройству наших городов, так как эти изменения помогают делать города чище и безопаснее.

— Завершим наше интервью классическим вопросом. Какие у вас планы на будущее? Есть ли какие-то идеи и разработки, которые ведутся в этом направлении?

— На будущее у нас амбициозные планы. Мы не только совершенствуем существующие противогололедные материалы, но и активно разрабатываем нестандартные решения для борьбы с обледенением разного типа. Например, одна из поставленных задач – создание специализированных составов и технологии для борьбы с наледью на крышах, карнизах и водостоках. Это особенно актуально для городов с плотной застройкой, где сосульки и ледяные наросты представляют реальную опасность для людей. Сейчас мы работаем над технологией, которая позволяет предотвратить наледи под водосточными трубами и на тротуарах. Повторюсь: все разработки ведутся с учетом не только высокой эффективности, но и их безопасности для природы, инфраструктуры и людей.

Нет комментариев

Прокомментируйте

<