Пользователи самокатов из Петербурга стали на 23% реже вызывать такси

Пользователи самокатов из Петербурга стали на 23% реже вызывать такси

29.08.2024 0 комментариев

в Петербурге: новый общественный транспорт?

В Санкт-Петербурге электросамокаты постепенно перестают быть просто развлечением и превращаются в полноценный общественный транспорт, который помогает разгружать городские дороги. Согласно данным, представленным 29 августа 2024 года «Фонтанке» операторами кикшеринга, за последние месяцы пользователи самокатов стали на 23% реже вызывать такси. Особенно заметно это в сезоны активного использования, когда самокаты заменяют автобусные маршруты в густонаселенных районах города, таких как Комендантский проспект и улица Дыбенко. Положительные изменения в транспортной системе города может усилить создание новой велоинфраструктуры, над которой компании намерены работать совместно с властями.

Разделение поездок: транспорт или развлечение?

Все поездки на самокатах можно условно разделить на две категории: транспортные и развлекательные. Первая категория включает короткие маршруты, когда пользователи используют самокат, чтобы быстро добраться из точки А в точку Б. Средняя продолжительность таких поездок составляет 5-10 минут. Вторая категория, развлекательные поездки, часто сопровождается не только увеличением расстояния и времени в пути, но и более эмоциональным поведением, что иногда может привести к инцидентам и отрицательно сказываться на восприятии самокатчиков в глазах других горожан.

Центр Санкт-Петербурга был недавно объявлен транзитной зоной, что повлияло на количество транспортных поездок внутри него. Это стало ответом на жалобы жителей на большое количество инцидентов с самокатчиками в центральных районах города. Например, теперь объехать пробки на Невском и Лиговском проспектах на арендованном самокате стало сложнее.

Рост доли транспортных поездок на самокатах

Несмотря на трудности, доля транспортных поездок на самокатах продолжает увеличиваться с момента появления кикшеринга в Петербурге. По данным пресс-службы сервиса «Яндекс Go», уже более 83% всех поездок на самокатах в городе являются транспортными. В компании также отметили, что еженедельно самокатами «Яндекса» в Петербурге пользуются более 160 тысяч человек, и половина из этих поездок начинается или заканчивается у транспортных узлов: метро, железнодорожных станций или автобусных остановок.

Пользователи часто используют самокаты для преодоления так называемой «последней мили» — короткого отрезка пути, который неудобно преодолевать на других видах транспорта или пешком. Это позволяет более эффективно и комфортно организовать свои перемещения по городу.

Электросамокаты: новая альтернатива такси

Анализ данных показывает, что самокаты все больше начинают выполнять функции общественного транспорта, иногда даже заменяя его. Например, более 40% всех поездок на самокатах совершается в утренние и вечерние часы пик. Для сравнения, у такси этот показатель составляет 32%. Примечательно, что самокаты имеют свои ярко выраженные часы пикового спроса: в утренние часы (около 8:40) их арендуют в полтора раза чаще, чем днем, а вечером (около 18:00) — вдвое чаще.

Самокаты часто становятся альтернативой такси для коротких поездок на расстояние до четырех километров. По данным «Яндекса», в сезон (с начала весны до конца осени) люди, которые активно пользуются самокатами, на 23% реже вызывают такси. Это хорошо сказывается на других пассажирах, так как уменьшение спроса на такси приводит к увеличению количества свободных машин и снижению цен на поездки, а также уменьшает количество автомобилей на наиболее загруженных участках дорог.

Преимущества коротких поездок на самокатах

Короткие поездки на самокатах, которые дублируют маршрут автобусов, троллейбусов и трамваев, позволяют экономить до 30% времени в пути. Если же альтернативы общественному транспорту нет, то человек на самокате добирается до пункта назначения в среднем на 60% быстрее, чем пешком. Эти данные подтверждаются аналитикой, предоставленной другим крупным оператором кикшеринга — компанией Whoosh.

По информации Whoosh, среднее время поездки на самокате в Петербурге в прошлом сезоне составило 10 минут 22 секунды. Если идти пешком со скоростью 5 км/ч, то преодоление того же расстояния займет около 25 минут, что дает пользователям самокатов примерно 15 минут экономии времени. Если каждый рабочий день совершать две такие поездки (например, по маршруту «дом → остановка → дом»), то за год можно сэкономить около 125 часов, что эквивалентно примерно 5 суткам.

Самокаты как часть транспортной системы

На данный момент 90% всех поездок на самокатах в Санкт-Петербурге являются транспортными, а более половины из них начинаются и заканчиваются у остановок общественного транспорта. Наиболее популярными маршрутами стали транспортные магистрали на окраинах города, такие как Комендантский проспект и улица Дыбенко. При этом 8 из 10 пользователей совмещают поездки на самокатах с использованием метро, автобусов и трамваев.

«Городские маршруты ориентированы на обслуживание большого количества пассажиров: автобус может проходить через весь район, чтобы собрать людей из каждого дома. Это делает его общественным транспортом, но также снижает удобство для пассажиров, так как маршрут может быть значительно удлинен. Шеринг самокатов сочетает в себе преимущества городского и личного транспорта: можно составить персональный маршрут и доехать точно до нужного места, не беспокоясь о поиске парковки», — отмечает пресс-секретарь Whoosh Денис Балакирев.

на дорогах и снижение инцидентов

Еще один важный аспект использования самокатов — безопасность. По данным компании Whoosh, более 99% поездок на самокатах совершаются без происшествий. Это означает, что на каждую тысячу поездок в 2024 году приходится на 20% меньше негативных инцидентов, чем в прошлом году. Эти инциденты включают не только ДТП, но и незначительные падения или столкновения, в которых не было пострадавших.

Оператор кикшеринга «МТС Юрент» также отмечает, что в разгар сезона доля транспортных поездок на самокатах в городе составляет более 80%. При этом в конце октября эта цифра достигает 90%, что указывает на то, что пользователи, особенно в плохую погоду, все чаще выбирают электросамокаты как альтернативу общественному транспорту или личному автомобилю.

Влияние запретов и изменение маршрутов

Введение запрета на парковку самокатов в центральной части Санкт-Петербурга повлияло на перераспределение парка электросамокатов по городу. Пользователи начали испытывать трудности с доступом к местам работы в таких районах, как Василеостровский и Петроградский, а также на Петровском и Крестовском островах. Однако общее снижение спроса на самокаты не произошло. Напротив, количество поездок в спальных районах выросло, компенсируя уменьшение активности в центре города.

Операторы отмечают, что запрет на парковку в центре города привел к тому, что пользователи стали выбирать альтернативные маршруты, что, в свою очередь, способствовало снижению количества инцидентов с участием электросамокатов. Также компании выступают за сокращение общего числа самокатов в Петербурге, так как городская не рассчитана на такое количество устройств. До введения ограничений парк самокатов в городе составлял 46 тысяч единиц, сейчас их число сократилось на 5 тысяч благодаря действиям оператора «МТС Юрент», который уменьшил свой парк до 10 тысяч самокатов.

Регулирование электросамокатов в Петербурге: новые вызовы

стал пионером среди регионов России в вопросах регулирования электросамокатов. В городе действуют самые строгие ограничения в стране, обусловленные особенностями городской инфраструктуры. Последние нововведения, введенные летом 2024 года, сделали центр города недоступным для парковки этого вида транспорта. В таких условиях компании приняли решение сосредоточиться на инвестициях в создание велоинфраструктуры, чтобы микромобильный транспорт мог сосуществовать со всеми участниками дорожного движения, включая центр города.

Согласно правилам дорожного движения, самокаты и другие средства индивидуальной мобильности ближе к велосипедам, чем к другим транспортным средствам. Приоритетными для них местами передвижения должны быть велодорожки и велопешеходные полосы, что требует создания соответствующей инфраструктуры.

Стратегия властей и развитие велоинфраструктуры

Городские власти поддерживают инициативы компаний по созданию велоинфраструктуры. В 2024 году Смольный запланировал строительство 9 километров велодорожек в Красногвардейском, Приморском и Фрунзенском районах. Одна из таких дорожек, которая пройдет от Белградской улицы до Софийской через проспект Славы, должна быть достроена в середине ноября.

Заместитель председателя петербургского комитета по транспорту Дмитрий Ваньчков отметил, что с каждым годом все больше жителей города выбирают велосипед как основной вид транспорта. «Наша задача — продолжать работу по развитию велоинфраструктуры. Популяризация велодвижения способствует повышению экологической безопасности в нашем городе, наравне с внедрением на городские маршруты общественного транспорта газомоторной техники, троллейбусов с увеличенным автономным ходом и электробусов», — отметил Ваньчков.

На сегодняшний день в Петербурге обустроено 44 велосипедных маршрута общей протяженностью свыше 150 км. В ближайшем будущем появится еще один — 45-й маршрут, который свяжет Фрунзенский и Московский районы. Новый маршрут пройдет через станцию метро «Проспект Славы», что сделает его удобным для использования велосипеда как транспорта «первой и последней мили». Жители двух районов смогут удобно перемещаться от дома или работы до станции метро или остановок общественного транспорта.

Нет комментариев

Прокомментируйте

<