Денег не хватит, сортировки не будет: что не так с «мусорной реформой»?

Денег не хватит, сортировки не будет: что не так с «мусорной реформой»?

11.01.2021 0 комментариев

Через три года на переработку должно направляться не менее 60% мусора – такой срок значится в национальном проекте «Экология». Реалистичность этой цели под сомнением, учитывая недавние выводы Счётной палаты о том, что уровень переработки в стране не превышает 7%, а более 90% по-прежнему направляются на полигоны и свалки. Такими темпами к 2022 г. в 17 регионах на мусорных полигонах не останется свободного места. Что не так с «мусорной реформой», почему сборов с граждан не хватает на её реализацию, и утопия ли – мусора в России? Об этом – в материале Накануне.RU.

«» стартовала в России с 1 января 2019 г., когда был подписан указ президента о создании Российского экологического оператора (РЭО), в регионах заработали , а платежи населения за мусор кратно возросли. И вот борьбе с полигонами и свалками уже два года. А результаты плачевные.

«К сожалению, ситуация с отходами в России в настоящее время неблагополучна. Комплексная система обращения с твёрдыми коммунальными отходами пока не сформирована», – констатировали недавно в Счётной палате.

Аудиторы сделали вывод о том, что «мусорная реформа» изначально не была нацелена на ликвидацию всех свалок.

«По данным Росприроднадзора, на момент формирования нацпроекта «Экология» на территории субъектов насчитывалось 8 тыс. 323 свалки, в том числе 916 свалок на территории городских округов. При этом федеральный проект «» предполагает ликвидацию и рекультивацию только 191 свалки. То есть более 700 свалок в границах городов остаются не охвачены. Таким образом, даже при успешной реализации проекта поставленная президентом цель – ликвидировать все свалки в границах городов – достигнута не будет», – говорится в бюллетени Счётной палаты.

В 32 регионах мощности полигонов будут исчерпаны до 2024 г., а в 17 из них – до 2022 г. При этом возможностей создать новые полигоны у большинства регионов просто нет.

Своим мнением о причинах неудачи «мусорной реформы» поделились экологи.

Как считает председатель российской экологической партии «Зелёные» Анатолий Панфилов, при её реализации были допущены кадровые и методологические ошибки,

«Когда начали проводить конкурсы, на территории пришли люди из других компаний и регионов – чужаки. Произошла нестыковка интересов. Реформа пошла на неблагодатной почве», – заметил Панфилов на пресс-конференции в НСН.

«Почему мы говорим о профанации? Потому что есть объективные причины – пресловутые территориальные схемы, некие скрижали, по которым должен перемещаться отход в рамках одного субъекта, – они нерабочие, они мертворождённые. Собираемость тарифов очень мала – от 5 до 70% по субъектам. Население не платит, не понимая сути реформы», – добавил бизнес-омбудсмен по экологии Ильдар Неверов.

мусорная реформа(2020)|Фото: СП РФФото: СП РФ

По оценке СП РФ, «мусорная реформа» недофинансирована: для создания инфраструктуры обращения с отходами необходимо 428 млрд руб., из которых всего 84 млрд руб. – федеральные средства и экологический сбор в 3 млрд руб. Остальные деньги – инвесторов.

Однако для частников работа в регионах – риск.

«Любой регион, имея в руках мощную исполнительную вертикаль власти, может регулировать инвестиционные процессы. Не каждый инвестор пойдет на это, безоглядно доверившись региональному правительству», – отметил Ильдар Неверов.

«При старой схеме губернатор регулировал сферу обращения с отходами, а когда пришла чужая команда, то сказали, что мы умываем руки: пришел регоператор, пусть он и занимается. Губернаторы поручили кому-то из замов этим заниматься и пустили реформу на самотёк. Сразу выросли тарифы», – добавил Панфилов.

По его мнению, нужно адаптировать приход операторов к местным условиям.

Население же восприняло в штыки новый платеж за обращение с , для многих это непосильная трата с непонятной целью. Сбор варьируется от 200 до 1 тыс. 400 руб. Сейчас выясняется, что и этой суммы недостаточно для того, чтобы система работала так, как задумывалось – в формате экономики замкнутого цикла.

Эксперты предлагают переписать реформу и отменить сбор тарифа с населения.

«Мы хотели бы предложить перестройку реформы через построение механизма расширенной ответственности производителя (РОП). Чтобы бизнес платил за реформу, а не население. Чтобы органические отходы не «падали» на население, а тоже компостировались в рамках механизма РОП. Бизнес будет изначально финансировать утилизацию товаров. А экспортёры должны платить экологический сбор в определенный фонд – фонд оператора РОП, чтобы потом этими средствами обеспечивать утилизацию упаковки, шин, электротехники и других товаров», – пояснил Ильдар Неверов.

В таком случае рост цен на товары составил бы менее 1%, а мусорный сбор вернулся бы на дореформенный уровень или стал ещё меньше.

Тем более что вскоре регоператоры начнут банкротиться, потому что не сможет постоянно их поддерживать, спрогнозировал Неверов.

«Иностранных инвесторов у нас нет: финны убежали, немцы развернулись, американцы приехали и уехали. Рынок зелёных облигаций не пошёл, фондовый рынок не верит в мусорную реформу», – сказал он.

Счётная палата также констатирует, что по-прежнему приоритетным способом обращения с ТКО в России остается захоронение, при этом меры по сокращению объёмов их образования не принимаются, а на создание современных технологий переработки отходов не хватает средств. В результате мощности полигонов иссякают, а несанкционированные свалки продолжают портить жизнь горожан и отравлять окружающую среду.

И надо признать, что реформа не удалась, и переписать её, убеждены «Зелёные». Главный шаг на этом пути – повышение ответственности производителей.

Каждый товар можно переработать во вторичный ресурс: из пластика может получиться сырьё для сувениров. Органику можно компостировать в технически безопасный грунт. Для этого в городах-полумиллионниках нужно создать компостирующие площадки, добавил Ильдар Неверов. Так, по его словам, уже делают в Индии.

мусорная реформа(2020)|Фото: СП РФ
Фото: СП РФ

Но ответственные ведомства подошли к реформе формально: не учли множество факторов и не призвали к работе экспертов – экологов. К раздельному сбору мусора большая часть страны даже не приблизилась. То, как сортируют мусор в Москве и Питере, экологи назвали «показательными попытками».

«Какая хозяйка в Урюпинске будет сортировать мусор по пути на работу? Раздельный сбор мусора – это утопия», – считает Панфилов, он добавляет, что нужно стремиться к введению лазерной сортировки мусора на мусороперерабатывающих предприятиях.

«Очевидно, что на второй год этой реформы ни население, ни бизнес, ни финансовые институты, которые должны профинансировать эту реформу, ни государственные институты не приняли реформу. Она не прижилась», – заявил бизнес-омбудсмен по экологии.

«Мусорная реформа» требует пересмотра, уверены в СП. Аудиторы предлагают внести изменения в паспорт проекта по обращению с ТКО, скорректировать объёмы финансирования, расширить меры поддержки инвесторов. В Минприроды сочли замечания Счётной палаты справедливыми. Но в том, что в 2021 году в отрасли что-то изменится, есть большие сомнения. На большой пресс-конференции 17 декабря Владимир  в целом позитивно оценил ход реформы и сказал, что она будет продолжаться.

Автор:

Анна Смирнова

Источник: https://www.nakanune.ru

Нет комментариев

Прокомментируйте

<