ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

04.10.2018 0 комментариев

В России последние пять лет разрабатываются и принимаются новые законодательные нормы в области охраны окружающей среды. Необходимо устранить многочисленные противоречия между нормами, регулирующими отдельные сферы, и создать целостную законодательную базу. Ее формирование близко к завершению, однако с применением новых законов возникают сложности. Принятые акты плохо согласуются с реалиями, не обеспечены поддержкой исполнительной власти, в том числе финансовой, и зачастую саботируются на уровне регионов.

Мария Кутузова

Российские регионы не готовы к «мусорной реформе». К такому выводу пришел Комитет по экологии и охране окружающей среды Государственной думы РФ, наблюдая за подготовкой к запуску раздельного сбора мусора. Нормы, регламентирующие обращение с твердыми коммунальными отходами, были обновлены в конце 2017 года. Госдума приняла пакет законов, которые вывели Россию, по словам председателя комитета ГД Владимира Бурматова, в число лидеров регулирования этой сферы. В частности, в России законодательно оформлен мусора, введена норма обязательного согласования с населением территориальных схем размещения отходов, усилена роль регионов и муниципалитетов в этой сфере, уточнен порядок расходования средств экологического сбора.

Верхи не могут, а низы не хотят

Но большинство регионов не готово к переходу на раздельный сбор мусора. Более того, согласно информации, предоставленной комитету субъектами РФ, «плата за мусор» вырастет в разы. Например, средняя семья из трех человек, проживающая в квартире площадью 60 кв. м в Красноярском крае, будет с начала следующего года ежемесячно платить за больше 13 тыс. руб. (сейчас — примерно 231 руб.). В ЯНАО траты такой же семьи на вывоз мусора превысят 2 тыс. руб. (сейчас 63 руб.). Согласно принятым законодательным нормам, власти впредь обязаны отчитываться и согласовывать с гражданами размещение пунктов сбора, утилизации и хранения отходов. Но это требование тоже не выполняется: ни один регион, по словам господина Бурматова, этого не делает. «С людьми никто не хочет разговаривать»,— отмечает депутат. Тогда как на разработку новых схем размещения и утилизации мусора, так и не прошедших публичные слушания, из бюджета было направлено около 0,5 млрд руб.

Изменение законодательства в сфере оборота мусора является частью экологической реформы, начатой в 2014 году. Она предполагает формирование новой системы охраны окружающей среды в России и гармонизацию норм в промышленной и социальной сферах. Новые принципы регулирования воздействия предприятий на окружающую среду будут основаны на совокупности наилучших доступных технологий. Реформа проводится в несколько этапов — начиная с устранения нелепостей в законодательстве и совершенствования системы регулирования и заканчивая принятием Экологического кодекса. Многие меры, которые уже приняты или только готовятся, вызывают острые споры.

Так, в ближайших планах Госдумы рассмотрение законопроекта о разливах нефти, которых, по данным комитета, в России ежегодно происходит до 10 тыс. Они наносят значительный ущерб окружающей среде. Сейчас в стране законодательно отрегулированы наиболее технологически сложные морские нефтегазодобывающие проекты, и нефтяники соблюдают самые строгие нормы (так называемый нулевой сброс), но в традиционных регионах российской нефтегазодобычи, на суше, продолжают происходить многочисленные разливы нефти. По словам господина Бурматова, законодательный пробел будет ликвидирован: закон обяжет резервировать финансовые средства на ликвидацию разливов. Кроме того, нефтяники должны будут на постоянной основе проводить учения по ликвидации последствий потенциальных аварий.

Как на ладони

Экологическая реформа затронет и еще одну острую проблему — соблюдение чистоты воздуха. Госдума приняла поправки, обязывающие предприятия устанавливать автоматические приборы контроля выбросов. Текущей осенью предполагается рассмотреть законопроект о так называемых сводных расчетах, позволяющий наблюдать за выбросами не только на территории предприятий, но и в жилом секторе, что позволит организовать в России оптимальную систему мониторинга качества атмосферного воздуха и снизить уровень загрязнения в мегаполисах.

создаст информационный портал, куда в автоматическом режиме со всех приборов учета будут поступать данные о химическом составе выбросов в атмосферу и в воду. Доступными станут данные о концентрации и химическом составе выбросов. «Не удастся больше предприятиям переводить стрелки друг на друга, потому что будет понятно, какая именно труба дала загрязнение. Эти счетчики автоматические, вмешательство человека в их работу будет полностью исключено. Счетчики предназначены для моментальной фиксации и передачи в Росприроднадзор всей информации. Мы идем по пути открытости и создания прозрачной системы экологических данных в нашей стране»,— заявил глава комитета Госдумы на пресс-конференции в МИА « сегодня».

Рассмотрение законопроекта «Об экологической информации», по словам Владимира Бурматова, станет критически важным. «В нашей стране отсутствует четко очерченный круг информации, к которой все граждане России, в том числе эксперты, экологи, а также общественные организации должны иметь беспрепятственный доступ. Сейчас любой хозяйствующий субъект, прикрываясь коммерческой тайной, фактически блокирует доступ и к экологической информации. В результате невозможно понять ни реальные объемы выбросов, ни ситуацию с состоянием окружающей среды. Мы считаем, что все граждане имеют право получать информацию о качестве воздуха, состоянии почвы, радиационном фоне и так далее»,— отметил господин Бурматов.

Дыхание городов

По данным The Climate Action Network, Россия входит в семерку крупнейших эмитентов парниковых газов в мире. Больше 70% выбросов приходится на города. Численность населения в городских агломерациях непрерывно растет. Согласно прогнозам, к 2050 году в городах будут проживать около 6 млрд человек, или примерно две трети населения планеты. Но Россия уже вплотную приблизилась к такому соотношению: в городах проживает 70% населения страны. В начале сентября на Втором климатическом форуме эксперт The Climate Action Network Татьяна Шауро заметила: «Еще недавно в России над нами смеялись, когда мы говорили об экологических целях перехода городов на 100% возобновляемой энергетики», а сейчас московские власти рассматривают эту возможность как долгосрочную перспективу.

Москва пока единственный российский город, вошедший в экологическую группу C40, объединившую мегаполисы мира, выступающие за ответственный подход к защите окружающей среды. С 2011 года российская участвует в международном проекте по раскрытию выбросов парниковых газов и созданию унифицированной системы контроля вредных выбросов. По словам Зои Зотовой, председателя комиссии Мосгордумы по экологической политике, столичные власти поддерживают Парижское соглашение по климату, пока так и не ратифицированное РФ.

Город страдает как от роста числа автомобилей, загрязняющих воздух выбросами, так и от увеличения объемов бытовых отходов. Переход на топливный стандарт «Евро-5» улучшает, но не может исправить эту ситуацию. Наибольший эффект достигнут в энергетике и производстве тепла. По данным госпожи Зотовой, за последние годы в этом сегменте сократились на 33%. Сейчас российские власти размышляют над тем, как стимулировать население покупать . Одна из возможных мер — освобождение владельцев электрокаров от транспортного налога на шесть лет. В Москве такие машины получают льготы по парковке в центре. Недавно на дороги столицы вышел первый электробус, к 2023 году городские власти намерены полностью отказаться от закупок автобусов с двигателем внутреннего сгорания.

Наиболее экономически развитые страны принимают стратегии запрета продажи и использования транспортных средств, работающих на бензине и дизельном топливе. В России такие вопросы пока не обсуждаются. Зависимость страны от добычи нефти и газа сказывается не только на государственном бюджете, но и тормозит развитие новых технологий в сфере возобновляемой энергетики и производства электромобилей. Многие города мира стремятся полностью перейти к использованию энергии из возобновляемых источников. Эту цель одним из первых достиг американский город Аспен, который всю электроэнергию получает из возобновляемых источников. Канадский Ванкувер планирует достичь того же к 2020 году. По данным The Climate Action Network, в мире уже 101 город вырабатывает более 70% электроэнергии, используя энергии (ВИЭ). Недавно американский штат Калифорния запланировал переход на использование энергии только из возобновляемых источников к 2045 году. Гавайи намереваются сделать это к 2040 году. Среди стран—лидеров в возобновляемой энергетике — Дания: в этой стране к 2035 году планируют вырабатывать 100% электроэнергии на основе ВИЭ.

Но если внедрение в России зеленых технологий не является критическим, то исполнение уже принятых законодательных норм в других сферах экономики — острая необходимость. И на то, чтобы это стало реальностью, уйдет куда больше времени, чем было потрачено на подготовку и принятие экологических документов.

Источник: ecoindustry.ru

Нет комментариев

Прокомментируйте

<