Последние новости

План федерализации лесоустройства 09.10.2018 0 комментариев

Рука руку моет – с латинского: Manus manum lavat. Поговорка, известная со времен Древнего Рима. Иносказательно: о круговой поруке, когда в неблаговидных делах дурные люди прикрывают и защищают друг друга. По моему глубокому убеждению, в стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 20.09.2018 № 1989-р) допущена стратегическая ошибка, касающаяся монополизации лесотаксационной деятельности. Авторы этой безумной идеи, похоже, перепутали национальную инвентаризацию лесов и лесоустройство и, тем самым, «подставили» Председателя Правительства.

Очевидный факт – субъекты Российской Федерации не справились с полномочиями по проведению лесоустройства (таксации лесов), но корни этого провала, как справедливо отмечает Алексей Ярошенко, находятся в Москве. В настоящее время федерализация этой функции выглядит вполне обоснованной, но не монополизация! Банальная монополизация лесотаксационной деятельности в руках главного бракодела – ФГБУ «Рослесинфорг» в дополнение к монопольному осуществлению им же государственной инвентаризации лесов (ГИЛ), по своему замыслу преступна и не даст ожидаемого эффекта, скорее наоборот. Это многие понимают.

Вдумайтесь. ФГБУ «Рослесинфорг» монопольно по государственному заданию будет одновременно выполнять два главных вида лесоучетных работ: ГИЛ и лесоустройство.

При этом, в рамках ГИЛ ФГБУ «Рослесинфорг» выполняет работы по дистанционному мониторингу использования лесов и по оценке эффективности выполненных мероприятий, то есть фактически осуществляет контрольно-надзорные функции в отношении лесничеств. И в то же время лесничества в качестве представителей Заказчика проверяют и принимают от ФГБУ «Рослесинфорг» выполненные работы по таксации лесов, то есть государственные учреждения проверяют друг друга. «Рука руку моет» — разве не про это? А для подстраховки, чтобы облегчить себе процедуру сдачи-приемки лесотаксационных работ федералы выпустили новую, «облегченную» Лесоустроительную инструкцию (2018), в которой:

— с одной стороны, не установлено требование к Исполнителю предоставлять Заказчику документальные свидетельства о том, что он свою работу выполнил в полном объеме с соблюдением технологического режима,

— с другой стороны, вся ответственность за проверку качества и приемку работ по таксации лесов возложена на неподготовленных к этому простых работников лесничеств. Молодцы!

Если это не абсурд и не криминальная схема с желанием скрыть творящийся в стране лесоучетный бардак и возможное хищение бюджетных средств, тогда что это?

В целях организации эффективной системы лесоучетных работ предлагается следующий план федерализации лесоустройства (таксации лесов).

1. Установить в официальном порядке зону таксации лесов в составе целых лесничеств (300-400 млн.га, коммерческие леса).

2. В рамках государственного заказа осуществить переход от непрозрачных и низкопроизводительных наземных способов таксации лесов к современным высокопроизводительным и прозрачным технологиям таксации лесов, основанным на последних достижениях науки и техники в области дистанционного зондирования Земли.

Для этих целей разработать и сертифицировать новые дистанционные технологии таксации лесов. Таких технологий должно быть больше одной, оптимально – 3-4. Пусть они между собой конкурируют.

3. Публично обосновать цены на лесотаксационные работы.

4. Разработать и утвердить в установленном порядке Программу проведения лесоустроительных работ по таксации лесов коммерческой зоны (объекты работ, годы проведения, объем финансирования).

5. Организовать закупку лесотаксационных услуг на рынке, обеспечив добросовестную конкуренцию на этом рынке.

6. Повыдельным результатам таксации лесов придать официальный статус «Предварительные данные». «Предварительные данные» подлежат адресному уточнению высокоточными наземными способами в процессе организации и ведения текущей хозяйственной деятельности в лесах.

7. Рассмотреть возможность лицензирования лесотаксационной деятельности. Но не компаний, а физических лиц, по аналогии с кадастровыми инженерами.

8. Разработать методику оценки качества выполненных (завершенных) работ по таксации лесов в объекте (лесничестве).

Методика должна отвечать следующим требованиям:

Первое – она должна быть научно-обоснованной.

Второе – она должна быть утверждена Министерством природных ресурсов и экологии и зарегистрирована в Министерстве юстиции Российской Федерации.

Третье – результаты проверочных мероприятий, выполненных по этой методике, должны обладать юридической силой и приниматься для рассмотрения в судах.

9. Обеспечить силами независимых аудиторов с добровольным участием представителей общественных организаций (по заявительному принципу) за счет бюджетных средств проверку и оценку качества завершенных работ по таксации лесов по объектам (лесничествам) в течение одного года после подписания окончательного акта сдачи-приемки выполненных работ.

P.S. Наша компания, ООО «Леспроект», Санкт-Петербург, готова подготовить проект методики оценки качества выполненных (завершенных) работ по таксации лесов в объекте (лесничестве) и предоставить ее для публичного обсуждения.

инженер лесного хозяйства В. Архипов
пос. Ильичево Ленинградской области

Источник: forestforum.ru

Нет комментариев

Прокомментируйте

Мы сохраняем конфиденциальность!Ваши данные не будут доступны третьим лицам