Разрыв с Россией превратил Латвию в транзитное захолустье

Разрыв с Россией превратил Латвию в транзитное захолустье

16.08.2024 0 комментариев

@ Jevgenija Pigozne/imageBROKER.com/Global Look Press

Разрыв с Россией превращает Латвию в транзитное захолустье

Евдокия Шереметьева

Снижение объемов грузоперевозок

Свежие данные показывают, что за первые семь месяцев текущего года объем железнодорожных грузоперевозок в Латвии сократился на 22,4% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года, составив 6,9 млн тонн. Согласно информации латвийского Министерства сообщения, объем международных перевозок Латвийской железной дороги (ЛЖД) составил 6,006 млн тонн, что на 25,9% меньше по сравнению с семью месяцами прошлого года. В целом объем транзитных грузов, пересекших Латвию с начала января по конец июля 2024 года, составил 5 млн тонн, что на 29,4% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

Долгосрочная тенденция и ее причины

Уменьшение транзитных грузопотоков продолжается уже несколько лет. Например, если за первые шесть месяцев 2024 года ЛЖД перевезла 6,1 млн тонн грузов, то 10 лет назад, за первую половину 2014 года, было перевезено 30,8 млн тонн. В 2023 году латвийские порты обработали 38,6 млн тонн грузов, тогда как в самом успешном для себя 2012 году этот показатель превышал 75 млн тонн.

Влияние политических решений на экономику

Латвийское активно способствует разрушению некогда прибыльной отрасли экономики. Например, запрет на ввоз марганцевой руды из России сильно ударил по «Латвийской железной дороге». В прошлом году дочернее предприятие ЛЖД, LDZ Cargo, перевезло 1,4 млн тонн марганцевой руды. После введения запрета компания начала готовить запрос к государству на получение дотации в размере 44 млн евро.

Неэффективное использование инфраструктуры

Местные бизнесмены указывают, что латвийский транзитный коридор способен обрабатывать более 80 млн тонн грузов в год, однако в настоящее время используется лишь частично. «Это падение будет продолжаться. Война на Украине ускорила процессы, но уже в 2004 году наш большой сосед принял решение, что латвийские порты ему не нужны», — отметил советник министра сообщения Нормунд Круминьш. По его мнению, поиск новых грузопотоков следовало бы начать еще до 2019 года.

Возможности и вызовы для латвийской экономики

Член совета Латвийской ассоциации стивидоров Янис Касалис отметил, что спад грузоперевалки в портах в основном связан с сокращением транзита угля. Он считает, что развитие транспортных связей с Центральной Азией может помочь частично заменить российские грузопотоки. «Поступающее из этого региона , и могут в какой-то мере компенсировать утраты», — говорит он.

Будущее транзитного сектора и возможные меры

Министр сообщения Карлис Бришкенс заявляет о необходимости переориентации латвийской транспортно-логистической отрасли на Запад. В то же время, «Латвийская железная дорога», с начала 2020 года уже уволившая 2000 сотрудников, переживает очередную волну увольнений, которая затронет еще около 300 человек. Это создает вопросы о будущем инфраструктуры и о том, как будут обеспечиваться рабочие места для пострадавших сотрудников.

Экономические и социальные последствия разрыва с Россией

Экономист банка Citadele Мартиньш Аболиньш утверждает, что полное прекращение сотрудничества с Россией не окажет значительного влияния на экономику Латвии. По его мнению, вклад России в латвийскую экономику составляет порядка 400-600 млн евро, что менее 2% ВВП. Аболиньш добавляет, что от разрыва пострадают не более 20 тыс. человек.

Однако, рижский журналист Григорий Антонов предупреждает, что разрыв экономических связей с Россией может привести к серьезным последствиям. «Если полностью прекратит сотрудничество с РФ, это окажет негативное влияние на грузопотоки из Китая, Казахстана и других стран Центральной Азии, что потребует увольнения тысяч человек и создания дополнительных проблем с инфраструктурой», — говорит он.

Будущее инфраструктуры и евроинтеграционные проекты

Одним из важных аспектов является судьба инфраструктурного проекта Rail Baltica, который строится уже почти 10 лет и на который выделены значительные средства от Евросоюза. Однако, существуют сомнения в том, что проект сможет быть завершен в срок и обеспечит рентабельность. Некоторые чиновники начинают осознавать, что восстановление экономических отношений с Россией может быть единственным способом улучшить экономическую ситуацию в регионе.

Эстонский министр юстиции Лийза Пакоста отмечает, что эстонская процветала, когда транзит был открыт как на запад, так и на восток. Она надеется, что в будущем, когда станет спокойным демократическим государством, границы снова откроются, и торговля восстановится, что положительно скажется на экономике Прибалтики.

В то же время, другие чиновники продолжают саботировать транзитную систему. Экс-депутат латвийского Сейма Любовь Швецова указывает на возможные массовые увольнения и экономические потери. Вопрос о том, как справляться с упадком и поддерживать существующую инфраструктуру, остается открытым.

Нет комментариев

Прокомментируйте

<