МЕНЮ
Сборник лучших работ III конкурса эколого-просветительских проектов «ЭкоПросвет»

Сборник лучших работ III конкурса эколого-просветительских проектов «ЭкоПросвет»

28.01.2022 0 комментариев

В конкурсе ежегодно участвуют учителя и . В каждой из представленных в сборнике работ содержатся ценный опыт и интересные идеи, с которыми будет полезно познакомиться тем, кто проводит или планирует проводить собственные экологические занятия.

Всего в конкурсе «» приняли участие более 250 учителей и активистов из России и ближнего зарубежья. Они прислали нам сценарии экоуроков и мастер-классов, собственноручно разработанные игры и викторины, а также проекты долгосрочных просветительских программ.

В сборнике мы опубликовали 30 эколого-просветительских проектов, признанных лучшими по результатам оценок экспертного жюри.

По условиям конкурса участники могли выбрать одну из двух предложенных тем: «отходы» или «энергия».

Отходы

Среди всех экологических тем проблему отходов и их переработки упоминают на школьных уроках чаще всего: каждый из нас производит мусор ежедневно, поэтому на эту тему легко говорить с детьми, кроме того, в свободном доступе можно найти много готовых материалов. В конкурсе «ЭкоПросвет» отходам также посвящено большинство работ.

Свобода от отходов

Автор этого урока, Райсат Алиевна Багамаева из Каспийска перед его проведением посетила с самыми активными учениками Станции юных натуралистов, где она преподает, мусоросортировочный завод. Директор завода встретился с ними и подробно объяснил механизм работы предприятия, рассказал, какое количество каких отходов поступает на завод ежедневно, откуда их привозят.

Информация, полученная во время этой поездки, удачно вплетается в урок. Помимо лекционной части о проблеме отходов и переработке, урок содержит браузерную игру, помогающую дополнительно закрепить полученные знания.

Мусор в дело!

Дмитрий и Ирина Трошины из города Бабаево составили яркую и красочную карточную викторину для детей от 10 лет. Для того чтобы стать победителем, игрок или команда должны «переработать» всё в готовые вещи (велосипед, рулон стекловаты, тетрадь, флисовая одежда).

Викторина позволяет детям в ненавязчивой форме изучить принципы подготовки отходов к раздельному сбору, а также узнать, сколько переработанного сырья необходимо для производства различных вещей. В эту игру можно играть небольшими группами от 2 до 8 человек как у себя дома, так и в образовательных учреждениях.

Тюнинг ёлочной игрушки

Ирина Александровна Папп из Алушты проводит мастер-классы, на которых не просто рассказывает о проблеме рационального использования природных ресурсов, но и на практике предлагает дать старой вещи новую жизнь. Эта идея, конечно, не новая – в школах часто проводят подобные мастер-классы, например, по изготовлению сувениров из пластиковых бутылок, но зачастую полученные изделия не очень полезны – они участвуют в школьных выставках, а потом отправляются на свалку.

Проект «Тюнинг ёлочной игрушки» отличается тем, что он дарит вторую жизнь старым, надоевшим и поврежденным ёлочным игрушкам, превращая их в новые в стиле стимпанк, Шебби-шик или винтаж.

Региональный экологический конкурс «Авось получится»

Маргарита Александровна Бобровская из Астрахани для развития экологической сознательности детей организовала конкурс на лучшую многоразовую сумку для походов в магазины.

В конкурсе участвуют более 150 детей, каждый из которых получает не только опыт изготовления оригинальных сумок из натуральных тканей, но и обратную связь от экспертного жюри.

В дополнение к самому конкурсу авторы проекта разработали оригинальный сценарий подведения итогов – во время заключительного мероприятия проводится дефиле конкурсных сумок, победителям вручают ценные призы, а ведущие рассказывают участникам об истории авосек: как они появились, для чего использовались, откуда произошло название, и т.д.

Дополнительная общеразвивающая программа «Эко-град»

Александр Сергеевич Акунин из Ялты представил долгосрочную образовательную программу, разработанную для детей 10-17 лет, обучающихся в Международном детском центре «Артек».

Во время обучения по этой программе дети получают теоретические знания и практические навыки в сфере экологии, ботаники и биологии, в том числе по теме безотходного производства и культуры переработки вторсырья. Обучение проходит как в помещении, так и в полевых условиях, где дети могут применять полученные знания в игровой и проектной форме.

Лекционные занятия затрагивают различные темы: отходы и их переработка, циклическая и ноль отходов, антропогенное воздействие на литосферу, гидросферу, биотические сообщества, лес и . Помимо этого у детей есть возможность посетить зооуголок, конюшню, биосферную станцию, экологические тропы, прибрежную зону и другие места, где они обретают неоценимый опыт общения с природой, обучаются и приобщаются к волонтёрскому движению.

По окончанию смены дети представляют свои проекты – творческий продукт, который презентуется в формате постов в социальных сетях или плакатов.

Энергия

Энергия – это вторая тема конкурса «ЭкоПросвет» в 2021 году. Проекты, представленные в этой номинации, направлены на освещение тем, связанных с производством и потреблением энергии, энергосбережением, возобновляемыми и традиционными источниками энергии, энергоэффективным транспортом и т.д.

35-ой годовщине аварии на ЧАЭС посвящается…

Этот урок для учеников 9-11 классов разработала команда с кафедры экологии и наук о Земле Государственного университета «Дубна».

На уроке рассматривается хронология аварии, обсуждаются возможные причины и последствия случившегося. Ведущие рассказывают о нынешней ситуации на территории отчуждения. Для того чтобы урок лучше запомнился, ведущие проводят викторину и дебаты, позволяющие закрепить материал и сформировать свою точку зрения.

Энергокарты

Елена Александровна Зверева из Нефтекумска разработала интерактивную настольную игру на тему энергосбережения и бережного отношения к природным ресурсам.

«Энергокарты» – это игра с кубиком и карточками, во время которой участники объясняют и отгадывают слова. В процессе игры участники повышают свою экологическую грамотность, развивают сообразительность, находчивость, коммуникативные и артистические навыки.

Мобильное приложение SmartEcco

Владислав Игоревич Адамович и Наталья Владимировна Маракуца из Гомеля для воспитания у обучающихся чувства бережного отношения к топливно-энергетическим ресурсам, разработали мобильное приложение. С его помощью можно делать занятия более интересными, используя игры и викторины, тесты, онлайн пазлы и другие электронные материалы.

***

С этими и другими проектами участников конкурса «ЭкоПросвет» можно познакомиться в сборнике – это будет полезен тем, кто ищет идеи для проведения собственных занятий или составления собственных программ, а также для всех, кто хочет познакомиться с разнообразием методик и подходов, используемых экопросветителями в разных регионах и на разных платформах – в детских садах, школах, вузах и других организациях.

Надеемся, что каждый найдёт для себя что-то вдохновляющее и полезное, новую идею, которую можно воплотить в своей деятельности, или удобный ресурс, на котором можно создавать интерактивные игры.

Екатерина Блокова

Источник: https://bellona.ru

Нет комментариев

Прокомментируйте

<