Единый государственный национальный оператор по обращению с отходами не нужен

Единый государственный национальный оператор по обращению с отходами не нужен

23.01.2019 0 комментариев

№8 о создании национального мусорного оператора в виде публично-правовой компании «Российский экологический оператор» () определяет ее цели, функции и полномочия. Компания учреждается Минприроды в целях «формирования комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами (), обеспечения управления указанной системой, предотвращения вредного воздействия таких отходов на здоровье человека и окружающую среду, вовлечения их в хозяйственный оборот в качестве сырья, материалов, изделий и превращения во вторичные ресурсы для изготовления новой продукции и получения энергии, а также в целях ресурсосбережения»

Помимо участия в деятельности различных госорганов по разработке разного рода соглашений (например, между субъектами РФ о транспортировке, обработке, размещении ТКО), федеральных и региональных программ господдержкичастных инвестпроектов (в сфере обращения с ТКО), РЭО «организует и осуществляет финансирование инвестпроектов (включая разработку проектно-сметной документации), а также работ по строительству, реконструкции, модернизации объектов капстроительства, необходимых для осуществления деятельности в области обращения с ТКО и подключению таких объектов к сетям инженерно-технической инфраструктуры». Также РЭО «осуществляет стимулирование и поддержку мер, направленных на увеличение количества вторичных ресурсов, получаемых от ТКО, сокращение образования ТКО, снижение объемов захоранивания ТКО».

Согласно указу, РФ предоставляет РЭО необходимое имущество, а также денежные средства — «за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета». Высшие органы управления РЭО назначаются правительством РФ сроком на три года.

По поводу подобной инициативы высказался Председатель Северо-Западной межрегиональной общественной экологической организации «Зеленый крест» Юрий Шевчук:

«Я считаю создание национального мусорного оператора нецелесообразным. Он не сможет правильно и эффективно организовать обращение с ТКО. Потому что ошибочен, с моей точки зрения, сам подход к мусорной реформе.

ТКО, как, впрочем, и любые отходы, у нас считаются неизбежным злом, неприятными издержками производства и потребления. И потому обращение с ними относят к коммунальным услугам – как особого рода клининговые услуги. Однако в развитых странах отходы считаются сырьем для производства различных товаров – как тех же самых, которые после использования стали отходами (пластиковой и бумажной упаковки, стеклянных бутылок, металлических банок и т.п.), так и других, например, строительных материалов. Из пластика, например, можно производить утеплитель для одежды. Производство такого, вторичного, сырья из отходов там рентабельно, причем настолько, что Швеция, например, уже скупает отходы в разных странах.

Рециклинг отходов в принципе существует и у нас. Есть масса перерабатывающих заводов, которые скупают отходы и производят вполне качественное и дешевое сырье для промышленного производства и строительства. Научились перерабатывать в сырье даже «хвосты» (отходы производства вторсырья) и другие отходы, ранее считавшимися непригодными для рециклинга. Из них делают экологически безопасный техногрунт или технокамень, которым заполняют выработанные песчаные и щебеночные карьеры, отсыпают лесные дороги, насыпи железнодорожных путей и крупных автотрасс. Этот процесс называется, по аналогии с природным, литификацией.

Я считаю, что обращение с ТКО должно перейти из сферы услуг в сферу производства. Финансироваться обращение с ТКО должно по правилам бизнеса – как приносящая прибыль коммерческая деятельность, такая же, как лесозаготовки или добыча полезных ископаемых. Это значит, что ТКО должно стать товаром и не граждане должны платить за оказание услуг по обращению с ТКО, а, наоборот, им должны платить коммерческие структуры, покупающие этот товар для того, чтобы заработать на его рециклинге.

При таком подходе организовывать обращение с ТКО, как и с любым сырьем для производства, должны те, кто заинтересован в получении прибыли.Только они смогут так настроить мусорную цепочку, чтобы она стала рентабельной. И тогда не будет проблем с инвесторами перерабатывающих заводов – их не надо будет стимулировать льготами (а это обозначено одним из важнейших направлений деятельности РЭО, создаваемого указом президента). То, что это осуществимо, убедительно показывает опыт развитых стран.

Чиновники или госорганизации, финансируемые из бюджета (а указ президента создает именно такую организацию), такой мотивации не имеют. Потому что они, во-первых, ничем не рискуют (их убытки всегда покроет), а во-вторых, даже если они сумеют извлечь прибыль, они ее отдадут государству. Они заинтересованы только в освоении средств, собираемых с населения и получаемых из бюджетов в виде дотаций. Поэтому чиновники будут создавать различные структуры, раздувать их штаты, назначать управленцам заоблачные оклады, создавать видимость трудноразрешимых проблем – чтобы получить дополнительное финансирование и затянуть процесс. Они получают выгоды от процесса, а не от результата и потому заинтересованы в том, чтобы процесс тянулся как можно дольше. Именно это, по моему мнению, является главной причиной того, что грамотное обращение с ТКО не налажено до сих пор, хотя разговоры об этом на разных уровнях власти ведутся уже не один десяток лет.

Единый государственный национальный оператор по обращению с отходами не нужен. Правильным решением я считаю выбор в каждом регионе по конкурсу коммерческой компании – оператора ТКО, который будет зарабатывать на переработке отходов во и для этого организует рентабельную систему обращения с ТКО. При этом граждане не будут ничего платить за – соответствующая строка должна быть вычеркнута из перечня платных услуг населению. Для контроля за ходом процесса достаточно создать в Минприроде небольшой отдел из 10-15 сотрудников, которые вполне справятся с госрегулированием процесса, организуемого частным бизнесом.

В большинстве регионов РФ такие операторы уже есть – это именно коммерческие компании, выбранные по конкурсу. Нужно только изменить им установку – объяснить, что они должны получать доход не от платежей населения и дотаций бюджетов, а от прибылей переработчиков ТКО, продающих вторсырье производителям товаров. И, разумеется, создать необходимую для деятельности таких, коммерческих, операторов нормативную базу. Нынешнее законодательство содержит препоны нормальной организации процесса.

Источник: https://ecoleaks.livejournal.com

Нет комментариев

Прокомментируйте

<