В большинстве регионов уже внедряют мусорную реформу, с 1.01.2019 будет охвачена вся Россия. Население ждет подтверждения ее эффективности. Но, по словам экологов и правозащитников, механизмы реформы необходимо усовершенствовать. Каждый год в России выявляют свыше 20 000 новых нелегальных мусорных свалок, а их общее количество возросло на 64 % за период 2014-2017 г. (хотя сфера лицензирования видов деятельности по обращению с отходами была расширена). Эти данные подтверждают недостаточную эффективность системы лицензирования.
Мусорная реформа, о которой так долго говорили в России, стартовала в большинстве регионов, а с 1 января 2019 года охватит всю страну. Народ с нетерпением ждет результатов. Однако механизмы реформы, по мнению экологов и правозащитников, требуют «доводки» и усовершенствования.
Одна из таких угроз – несанкционированные свалки. С началом реформы они никуда не исчезли, продолжают заражать водные источники и атмосферный воздух, провоцировать пожары и служить местом обитания сотен тысяч крыс – переносчиков заболеваний. Эксперты Общероссийской общественной организации по защите окружающей среды «Общественный экологический контроль России» («ОЭКР») провели анализ ситуации в 46 регионах страны, где находятся их региональные отделения, и выявили причины, мешающие положить конец мусорной стихии.
ДИТЯ БЕЗ ГЛАЗУ
В ноябре 2013 года в Российской Федерации, по данным Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, насчитывалось 72 587 несанкционированных свалок. Через три года их стало 93 000, в то время как количество легальных объектов размещения отходов, внесённых в Государственный реестр, составляло 4645. В 2017 году надзорное ведомство публично признало, что в стране ежегодно выявляется более 20 тысяч новых несанкционированных свалок, а их общее количество несмотря на расширение области лицензирования видов деятельности по обращению с отходами за 2014-2017 гг. увеличилось на 64%.
О чем говорят эти цифры? Прежде всего о недостаточной эффективности системы лицензирования и отсутствии необходимого потенциала в самом Росприроднадзоре.
Федеральная служба имеет 1799 штатных инспекторов, из них инспекторов экологического надзора – 1150 (на всю Россию!) Этими силами необходимо обеспечить государственный контроль за деятельностью 80 953 объектов федерального экологического надзора и 150 000 хозяйствующих субъектов, осуществляющих виды деятельности по обращению с отходами, включенными в область лицензирования.Это реально? Нет, это — НЕ реально!
Сложившаяся макроэкономическая ситуация и оптимизация расходов федерального бюджета не позволят в обозримом будущем увеличить штат Росприроднадзора. На наш взгляд, в этом нет и необходимости. Сама логика реформы подсказывает, что обеспечение эффективного контроля необходимо возложить на участников мусорного рынка, оставив за федеральным ведомством координацию проведения контрольных мероприятий.
ВЫДАЛ И ЗАБЫЛ
Проблема несанкционированных свалок осложняется тем, что лицензирующий орган – Росприроднадзор, не несет ответственности за дальнейшую деятельность участников рынка, которым были выданы лицензии на обращение с отходами. Эта ответственность попросту не установлена ни «Положением о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования», ни «Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности», принятых в начале 2000-х в иной социально –экономической обстановке и не отвечающих вызовам сегодняшнего дня. «Неустановленная ответственность» равнозначна тому, что ведомство не имеет мотивации на повышение эффективности контрольных мероприятий, а лицензирование по принципу «выдал и забыл» становится основной причиной роста несанкционированных свалок.
ПОЛИГОН ПРИРАВНЯЛИ К МУСОРОВОЗУ
Одним из требований для получения лицензии на осуществление деятельности по обращению с отходами является наличие санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) видов деятельности требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Необходимость получения такого заключения обусловлена Федеральным законом № 52 от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» и должна быть оценена на соответствие целым рядом СанПиНов -от «Гигиенических требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» до гигиенических требований к проектированию, строительству, реконструкции, эксплуатации объектов и рекультивации земель.
Возникает вопрос: какое отношение сбор, транспортирование, обработка и утилизация отходов имеют к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов? Каким образом можно установить соответствие (несоответствие) «транспортировочных» видов деятельности с правилами и нормативами для полигонов и свалок? В конце концов, это абсурд – приравнивать полигон к мусоровозу! Отнюдь… Через лицензирование прогоняют тех и других, ничуть не смущаясь несовместимостью козы и баяна. В итоге лицензия оборачивается простой бумажкой за 7 тысяч рублей и никого ни к чему не обязывает.
По мнению экспертов ОЭКР, сегодня необходимо отзывать десятки тысяч фиктивных лицензий, выданных якобы на осуществление деятельности по сбору и транспортированию отходов, возвращать десяткам тысяч предпринимателям государственную пошлину, уплаченную за некачественную государственную услугу, разрабатывать и утверждать СанПиНы «не на баян», а конкретно на сбор и транспортировку отходов, после чего заново выдавать лицензии. Иначе – никак, каждый мусоровоз сейчас вне закона, с фальшивкой на руках и, в принципе, — легкая добыча правоохранительных органов, если они сами еще об этом не догадались.
КОРРУПЦИОННАЯ ДЫРА
Лицензирование вообще — один из наиболее коррупционноемкий видов предоставления госуслуг. Лицензирование обращения с отходами исключением не является. Наоборот, Интернет пестрит объявлениями «Не успели получить лицензию в срок? Есть решение! У нас для вас всегда есть в наличии готовые фирмы с лицензией на отходы. Сбор, транспортирование — 1 300 000 руб. Обезвреживание (переработка путем сжигания) — 4 500 000 руб.»
Кто осуществляет практически открытую продажу готовых фирм с лицензией без обученного персонала, без оборудования, без транспортных средств и без выполнения других требований, установленных постановлением правительства? С большой долей вероятности можно утверждать, что выдача лицензий, как и проведение надзорных мероприятий является одним из источников доходов нечистоплотных сотрудников Росприроднадзора. На эту мысль наводит и тот факт, что любые предложения об изменении сложившегося «порядка» с лицензированием, ведомство встречает в штыки и расценивает, как покушение на «честь мундира».
Тем не менее, мундир давно пошел пятнами. Благодаря СМИ, часть коррупционных скандалов с участием чиновников Росприроднадзора, всплыла наружу. 8 марта 2014 года сотрудники управления УФСБ по ХМАО-Югре и отдела по борьбе с экономическими преступлениями окружного УВД при получении взятки задержали сотрудницу отдела государственной экологической экспертизы и нормирования управления Росприроднадзора по ХМАО-Югре Яну Копылову. В декабре 2014 года руководитель ведомства по Мурманской области Руслан Тищенко был задержан при получении взятки в размере 1,5 миллиона рублей. 22 января 2015 года за взятку задержан заместитель начальника отдела экологического нормирования и разрешительной деятельности управления по Мурманской области Вячеслав Спицын. В тот же день в Краснодаре чиновник Росприроднадзора попался на взятке в 200 тысяч рублей. 19 сентября 2016 года начальника отдела надзора на море департамента Росприроднадзора по Крыму Игоря Влащика обвинили в получении взятки в размере 50 тысяч рублей.
28 декабря 2016 года Главное следственное управление СК РФ по Москве возбудило уголовное дело в отношении помощника руководителя ведомства Дмитрия Валензы за получение взятки в размере 15 млн рублей. 11 августа 2017 года замначальника одного из отделов управления по Саратовской области потребовал от бизнесмена 100 тыс. руб. за составление акта проверки об отсутствии нарушений без фактического проведения выездной проверки на выдачу лицензии на транспортирование отходов 1-4-го классов опасности. 2 февраля 2018 года, по сообщению прокуратуры, руководитель управления по Воронежской области Виктор Ступин был уволен в связи с утратой доверия. Поводом для увольнения стали материалы проверки соблюдения в Росприроднадзоре антикоррупционного законодательства.
26 июня 2018 года в департаменте по Приволжскому федеральному округу уволили замначальника Валентина Пономарева, после того как его имя попало в публикацию СМИ о коррупции в местном Росприродназоре.
12 сентября 2018 года главу управления по Омской области Сергея Еремина уволили по подозрению в коррупции.
Ничего не скажешь: азартно работают чиновники на ниве природного надзора, не щадя ни окружающую среду, ни людей! Еще одно подтверждение этому — деятельность полигона «Кучино» в подмосковной Балашихе, закрытому по жалобам жителей лично Президентом Путиным в 2017 году, и полигона «Ядрово» в районе Волоколамска, где 21 марта текущего года были госпитализированы 53 школьника из-за выброса свалочного газа. Но ведь – на минуточку! — полигоны «Ядрово» и «Кучино» были включены в Государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО) и осуществляли деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности на основании лицензией, выданных Росприроднадзором.
Многочисленные факты грубейших нарушений при наличии разрешительных документов имеются во всех регионах, где проводились исследования независимыми экспертами «ОЭКР. Поэтому можно продолжать защищать «корпоративные интересы» ведомства, доказывать «эффективность» лицензирования и рапортовать руководству страны, что «ситуация под контролем», но такая негосударственная позиция не дает возможности для реализации объективно назревших изменений по совершенствованию разрешительно-надзорной системы, что усугубляет и без того критическое положение дел в сфере с отходами, в том числе с несанкционированными свалками.
P.S.
Заключение экспертов «Общественного экологического контроля» для «Новых Известий» прокомментировал первый заместитель Национального союза саморегулируемых организаций операторов по обращению с отходами, член Экспертного совета Комитета Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству АНДРЕЙ УМНИКОВ.
— Эксперты ОЭКР закончили свое исследование риторическим вопросом – «Нужно ли нам такое лицензирование?» Понятно, что такое формальное и безответственное не нужно. А как сделать, чтобы лицензия действительно была значимым документом, а не оставалась пустой «бумажкой?
— Бизнес сам должен регулировать рыночные отношения и нести ответственность за причиненный ущерб природе – это и есть саморегулирование. В отличие от лицензирования, в систему саморегулирования изначально заложена персональная ответственность организаций за деятельность своих членов через выплаты из компенсационных фондов в случаях нанесения ущерба окружающей среде или здоровью людей. Это очень важный момент при обращении с отходами — саморегулируемые организации мотивированы на эффективный контроль за своей деятельностью.
Также мы считаем, что лицензирование таких видов деятельности, как сбор и транспортирование отходов – избыточный и искусственный административный барьер. Задайтесь вопросом: почему на выполнение строительных работ на особо опасных и технически сложных объектах (атомной энергии, например, или космической инфраструктуры) допуски дают строительные саморегулируемые организации, а деятельность по сбору и транспортированию ТКО должна лицензироваться? Вариантов ответов два: либо к мусору в стране большее почтение, чем к космосу, либо перевозчики «обязаны» кормить чиновничьи структуры.
— Государственная политика в сфере обращения с ТКО меняется. Мусорная реформа, которую столько ждали и готовили, наконец началась. Непонятно, почему саморегулирующие организации остались в стороне?
— Все зависит от позиции Минприроды России. Вопрос повышения эффективности разрешительно-контрольной системы обращения с отходами мы поднимаем уже 5 лет, но пока решение не принято. Надеемся, что новое руководство Минприроды нас услышит.
Необходимость делегирования части разрешительно-контрольных функций государства некоммерческим организациям, в данном случае СРО, уже давно назрела. Почему мы выделяем именно транспортирование отходов? , Потому что это самое «слабое звено» в технологической цепочке, от которого зависит, где окажутся отходы – на полигоне, на переработке или на несанкционированной свалке. Главное сейчас — переломить ситуацию со стихийными свалками за счет повсеместного и комплексного контроля СРО.
Во-вторых, сосредоточить усилия Росприроднадзора на обеспечении эффективного контроля за деятельностью «законных объектов» -полигонов, накопившиеся проблемы которых вызывают широкий общественный резонанс.
— Передача полномочий всегда вызывает подозрение о перераспределении денег в чью-то пользу. Граждане уже и так негодуют, что мусорная реформа обходится им слишком дорого…
— Здесь другой случай. Законодательное закрепление полномочий СРО обеспечит аккумулирование значительных внебюджетных средств, которые станут дополнительным и независимым источником финансирования.
Более того, не рассчитывая на государственные деньги, и понимая, что реально, никто не будет вкладываться в «конечные пункты» доставки отходов за свои деньги (а транспортировщикам уже вести отходы практически некуда, и это касается всей страны), Национальный союз саморегулируемых организаций операторов по обращению с отходами (НССОО) принял решение о запуске своего, пилотного, проекта. Он финансируется не за деньги бюджета, что поднимает расценки за вывоз ТКО для населения, а за счет внутренних ресурсов добросовестных участников рынка. Кстати, предложение по формированию внебюджетного источника финансирования уже поддержано многими министерствами и ведомствами (отзывы имеются).
— Как на это смотрят региональные операторы, у которых теперь вся «полнота власти» над мусором — от ведра в квартире до полигона, и тут вдруг некоммерческая организация пытается отодвинуть их в сторону?
— Институт саморегулирования отрасли объединяет сегодня более 3700 добросовестных операторов по обращению с отходами, 41 организацию, 26 из которых являются членами НССОО, основанного в 2013 году. То есть мы гораздо старше и опытнее новой структуры — региональных операторов, — возникшей, как правило, «из ниоткуда» и начинающей работать не просто с нуля, а с изымания денег из карманов населения. Всеми силами пытаемся противостоять этому нахрапу. В настоящее время на сайте rosekopro.ru проводим общероссийское голосование за отмену института «региональных операторов». Результаты не в пользу «новичков».
— Противодействие есть?
— А как вы думаете? На рынке обращения с отходами искусственно, а может и преднамеренно, создается взрывоопасная ситуация, уже вызвавшая широкий общественный резонанс и грозящая перейти в народные волнения — «избранные» местной властью и аффилированные с ней монополисты «режут по живому» десятилетиями налаженные рыночные отношения, бесцеремонно и цинично выдавливают с рынка десятки тысяч индивидуальных предпринимателей, малых и средних предприятий, оставляя сотни тысяч граждан Российской Федерации без работы и средств к существованию, а населению и организациям вместо права выбора поставщика услуг навязывают кратно завышенные тарифы. Конечно, противодействие со стороны «региональных операторов» будет, в связи с чем, мы проинформировали Совет Безопасности РФ и Комитет ГД по экологии о сложившейся, критической, ситуации.
— Потребители, оплачивающие из своего кармана все телодвижения на мусорном рынке, опасаются, как бы еще больше не пострадать от этой борьбы «хорошего с лучшим»…
— Мы за то, чтобы все пришло норму. Для этого, считаем, необходимо обеспечить условия для нормальных рыночных отношений и здоровой конкуренции на рынке обращения с отходами, как во всех цивилизованных странах. Тогда и расценки на вывоз ТКО будут приемлемы, а не такими грабительскими, как сейчас. Второе. Передать разрешительно-контрольные функции по транспортированию ТКО саморегулированию. Коррупционная составляющая в расценках исчезнет автоматически, что также снизит расходы населения «на реформу». И третье — поднять уровень услуг по вывозу ТКО (плохо работаешь – лишаешься членства в СРО, а значит и права на вывоз ТКО). На первый взгляд, дело внутреннее, саморегулируемое, но это тот порядок, которого как раз людям и не хватает.
Источник: https://newizv.ru
Нет комментариев
Прокомментируйте