ОНФ: 99% российских регионов будут начислять налог на мусор «от фонаря»
08.01.2019 0 комментариевВ России с 1 января 2019 года будет введён ещё один новый обязательный налог – т.н. утилизационный сбор. Правда, то, как и кем он принимался, вызывает массу вопросов не только у граждан и бизнеса, но и у экспертов Общероссийского народного фронта.
Со следующего года Россия переходит на новую систему вывоза мусора и, соответственно, новый порядок оплаты этой коммунальной услуги. По некоторым оценкам, её стоимость может вырасти не просто в разы, а в десятки раз. Плата за вывоз мусора будет зависеть от так называемых нормативов накопления ТКО и установленного тарифа.
Например, в Ростовской области нормативы установили следующие:
Графика: Телеканал «Царьград»
Итак, при нормативе 517 кг на троих человек в одной квартире получится около 9 куб. м отходов, что при умножении на тариф дает более 7 тыс. руб. в год, или около 600 руб. в месяц. Рост в десятки раз.
Подобная ситуация наблюдается во многих регионах, хотя не все жители морально готовы получать квитанции с новой графой, да ещё и с такими суммами.
«У нас в ряде регионов не завершены процедуры по выбору региональных операторов. А они должны были быть завершены ещё в середине года, — рассказал Царьграду председатель Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов. — После этого региональный оператор должен подать величину тарифа в единый тарифный орган, тарифный орган должен эту величину согласовать, и только тогда понятно, кто, откуда, сколько, куда и за сколько денег вывозит».
Во всём мире мусор – очень прибыльная сфера. Допускаются к этому бизнесу далеко не все желающие. Если посмотреть на предпринимателей, которые сделали состояние на отходах, все они, так или иначе, аффилированы с местными чиновниками.
Фото: www.globallookpress.com
«Для многих структур финансовых, которые этим занимаются и которые очень плотно срослись с региональной властью в ряде субъектов Российской Федерации, в том числе коррупционно, очень невыгодно делать систему прозрачнее. Потому что придется заниматься раздельным сбором, мусоросортировкой, мусоропереработкой, утилизацией отходов. Куча головняков! А сейчас якобы закрытый полигон, ставишь на него веб-камеру, за 3 минуты 5 мусоровозов проезжает под шлагбаум», — указал господин Бурматов.
На днях президент Владимир Путин заявил, что у нас вырубка лесов – тоже очень криминализированная сфера, где государство признаёт, что оно не может навести порядок. Что происходит? Куда смотрят многочисленные министерства и ведомства, существующие на наши с вами деньги?
«За что получают зарплату административно-техническая инспекция, государственная жилищная инспекция, Министерство экологии, Роспотребнадзор, Росприроднадзор, природоохранная прокуратура? Это я ещё не все органы власти перечислил, которые отвечают за контроль и надзор в этой сфере», — указал генеральный директор Ассоциации нижегородских предпринимателей в области обращения с отходами Артём Патрин.
Почему, если, как заявляет председатель профильного комитета Госдумы, все всё знают, ничего с этим не делают? Ситуация с мусором и его утилизацией с каждым годом не то что не улучшается, она уже сейчас близка к коллапсу. Ответ очевиден: потому что коррупция, откаты, всё тот же криминал.
Фото: MikeDotta/shutterstock.com
Может, избавиться тогда от всей этой коррупционной «плесени», сэкономив огромные деньги, и наделить контрольно-надзорными полномочиями тех же региональных операторов на местах? Пусть они сами следят, расследуют административные правонарушения, выписывают штрафы. Тогда это было бы настоящей «мусорной реформой», а не очередным мероприятием по выбиванию из населения денег.
Представители регионов уверены, что к 1 января 2019 года существующие сегодня проблемы решены не будут, и многие, как сказал господин Бурматов, в Новый год под ёлкой получат не подарки, а кучи мусора. Чтобы этого не случилось, необходимо в срочном порядке в «ручном» режиме отработать каждый регион, т.к. у каждого субъекта своя степень готовности.
Затевая очередную реформу, мы всё время наступаем на одни и те же грабли. Не успело население отойти от энергетической, в результате которой цены на электричество подскочили в 8 раз, а инфраструктура осталась в том же плачевном состоянии, как правительство подготовило нам новый сюрприз. Причём надо отметить, что вводимый утилизационный сбор в отдельных регионах может стать существенной статьей расходов и без того небогатых российских семей.
Общественный омбудсмен по правам предпринимателей Александр Хуруджи уверен, что, проводя реформы в стране, нельзя разделять людей на тех, кто получает деньги, и тех, кто выполняет работы.
«Что тогда получилось? Гарантирующие поставщики получали деньги от людей, которые исправно платили за электроэнергию, а эти средства не доходили до генерации», — отметил господин Хуруджи.
Фото: simon jhuan/shutterstock.com
Такая же история может повториться и с мусорной реформой. Когда заложенные на начальном этапе средства в дальнейшем вырастают до астрономических сумм, но не доходят до исполнителей. Начинаются задержки, срывы и другие форс-мажоры. Эти риски возникают, в первую очередь, тогда, когда в цепочке кто-то один получает средства, а уже от него все остальные. Если уж реформировать систему, то начинать надо с «головы».
В чём вообще заключается смысл предстоящих преобразований? Через какое-то время Россия превратится в город-сад? Уйдет вонь от мусорных полигонов, улицы станут по-европейски чистыми, у домов поставят контейнеры для раздельного сбора, будут не сжигать, а перерабатывать вторсырьё? Как-то слабо верится, что эта сказка превратится в жизнь. Тем более, опыт подобных реформ у нас уже достаточно богатый.
«Вонь из наших городов никуда не уйдет, — пообещал Царьграду координатор проекта ОНФ «Генеральная уборка» Дмитрий Миронов. – В Госдуме во втором чтении лежит законопроект, который должен узаконить нелегальные полигоны. Те самые свалки, которые ещё вчера были «серыми», войдут в официальные реестры, и для того, чтобы тарифы снизить, повезут мусор туда. И это страшно».
Эксперты, опрошенные Царьградом, считают, что данный законопроект ни к чему хорошему не приведёт. Более того, он даст ещё больше поводов для коррупции на местах. А к 2021 году у правительства появится дополнительная головная боль — где взять денег на рекультивацию сотен гектаров нелегальных полигонов, в законопроекте указан именно этот срок, до которого разрешается эксплуатировать данные объекты.
Фото: www.globallookpress.com
Что-то мне подсказывает, что бизнесмены, которые будут получать прибыль с этих полигонов вплоть до 2021 года, не станут её вкладывать в последующую рекультивацию земли, в развитие инфраструктуры раздельного сбора отходов, в строительство современных предприятий и т.д. Все эти затраты лягут на плечи государства. Но это потом. А сегодня региональная исполнительная власть уже подсчитывает барыши, которые ей перепадут после принятия закона. Закрывая глаза на нелегальные свалки, а где-то даже организовывая их, местные чиновники будут класть в карман бюджетные средства, ухудшая и без того неидеальную экологическую обстановку.
Многие уже, скорее всего, забыли, что «мусорная реформа» идёт в России с 2012 года. Именно тогда были внесены изменения в 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». За 6 лет практически ничего не сделано. Уже два раза переносились сроки, и вновь кто-то что-то не успел. ОНФ ещё в 2015 году подготовил доклад, в котором объяснял, почему эта реформа не будет проведена. На дворе конец 2018 года, а воз и ныне там. Хотя нет, кое-что сделали – ввели для нас новый побор.
Но не только граждане недовольны. Бизнес также смущает то, что из-за пересмотра норм и тарифов у него резко возрастут затраты на утилизацию отходов. Предприниматели пока не понимают, какие суммы закладывать на эту статью расходов. А региональные власти даже не находят нужным встречаться с бизнес-сообществом и населением и вести разъяснительную работу, почему вдруг с нового года за ту же услугу придется платить в разы больше.
Александр Хуруджи отметил, что в некоторых случаях удорожание утилизации мусора происходит из-за того, что полигон приходится организовывать далеко за чертой города из-за протестов местных жителей. Региональному оператору, который занимается этим бизнесом, приходится закладывать в цену увеличение пробега машин, соответственно, расхода топлива и т.д. В итоге затраты предпринимателя возрастают настолько, что если делать всё по закону, тарифы станут вообще неподъёмными.
Фото: www.globallookpress.com
Получается, и предприниматель заработать не может, и населению вновь становятся на горло, задирая цены. Опять же, никто не обещает, что в будущем правила игры не изменятся, причём, как обычно, в одностороннем порядке. Местные власти, сославшись, например, на недовольство жителей или рекомендации медиков, могут полигон закрыть, перенести и т.д.
«Вместо качественных инвесторов наступает пора временщиков, которые заинтересованы лишь в том, чтобы быстро отбить свои вложения, — уверен господин Хуруджи. – Это нас, как представителей цивилизованного бизнеса, больше всего сейчас заботит».
Эксперты предлагают не «резать по живому», как это происходило с другими реформами в нашей стране, а сначала изучить опыт государств, которые уже это прошли, проанализировать его, разработать «дорожную карту» и затем начинать тестировать на пилотных регионах. И только после этого, с учётом тех проблем и ошибок, которые выявятся в процессе, запускать механизм во всей стране.
Пока же очевидно лишь одно – повальная неготовность российских региональных властей к реформе. Это касается большинства муниципалитетов, особенно в сельской местности. В деревнях и поселках такой услуги, как обращение с отходами, вообще никогда не было, соответственно, местные жители не платили за утилизацию мусора. Они даже не знают, что это такое.
Более того, в зимний период дороги там чистят 1-2 раза в месяц – когда везут продукты и пенсию старикам. Каким образом будет вывозиться мусор? Ведь существуют санитарно-гигиенические нормы, по которым отходы должны быть вывезены, к примеру, раз в три дня. Где-то вообще нет автомобильного сообщения, там 10 месяцев в году такое бездорожье, что и на тракторе не доберёшься.
Фото: diy13/shutterstock.com
«Я уже не говорю об инфраструктуре – контейнерах для мусора и площадках под них, — указал Артём Патрин, возглавляющий Ассоциацию нижегородских предпринимателей в области обращения с отходами. – Этот элемент вообще выпал из реформы. Получается, региональный оператор за это не отвечает, контейнеры должны поставлять собственники, а площадки – муниципалитеты. То есть из 100% необходимой инфраструктуры 70% вообще отсутствует».
Эксперты Общероссийского народного фронта (ОНФ) постоянно мониторят ситуацию на местах. Они выяснили, что территориальные схемы обращения с отходами, которые со стартом реформы были приняты в регионах, на 99% ошибочны. В каждом субъекте разработана своя схема, в которой зафиксированы следующие параметры: какой объём отходов образуется, кто является образователем, кто является оператором и т.д.
К сожалению, большинство составителей отнеслись к этому «спустя рукава». Как рассказал Дмитрий Миронов, некоторые умудрились отличиться тем, что поленились даже сменить название региона. Тем не менее эти документы были согласованы и подписаны региональными и федеральными чиновниками, на что выделили полмиллиарда рублей.
Сегодня в соответствии с этими «филькиными грамотами» нам выставляют тарифы. Получается, вся нынешняя реформа сводится к тому, что просто будут легализованы незаконные свалки, а в платёжках появится ещё одна строка. При том, что реально ничего не изменится.
Автор:
Пронько Юрий
Источник: https://tsargrad.tv/
Нет комментариев
Прокомментируйте