Большая мусорная реформа. Бизнес и власть о перспективах переработки отходов

Большая мусорная реформа. Бизнес и власть о перспективах переработки отходов

19.11.2018 0 комментариев

На круглом столе в «ДП» обсудили будущее регионального оператора по работе с мусором.

«ДП»:

— С 1 января в Петербурге начнет работать оператор по обращению с отходами. У участников рынка и тех, кто производит отходы, до сих пор остается много вопросов. Как власти и оператор (ГУП «Завод МПБО–2») налаживают работу и с теми и с другими?

, зампредседателя комитета по благоустройству Санкт–Петербурга:
— После утверждения единого тарифа для регионального оператора Петербурга 28 сентября ГУП «Завод МПБО–2» начало кампанию по заключению договоров с производителями отходов. Менее чем за месяц уже охвачено порядка 40% производителей, это в первую очередь население. Считаю, неплохой показатель.

Перевозчики до введения института регионального оператора сами определяли, куда везти отходы. Сейчас совместно с комитетом по благоустройству регоператор разработал программу развития перерабатывающих мощностей. В Петербурге уже имеется единственная на Северо–Западе площадка по переработке мусора — на территории собственно завода МПБО. Отходы обезвреживаются путем аэробного компостирования, и получившийся продукт может использоваться в сельском хозяйстве.

В прошлом году от общего числа отходов, образуемых в Петербурге, было обработано около 17%. Это в 3 раза больше, чем средний показатель по России. С запуском аэробных барабанов завода МПБО на полную мощность удастся увеличить этот показатель.

Андрей Антонов, учредитель ООО «Мехуборка СПб»:
— Мы согласны, что перерабатывающие мощности, раз они у нас в городе есть, надо загружать, так как это полезно для экологии. Мы понимаем также, что полигоны в Ленинградской области не резиновые. Однако цена размещения на заводе МПБО всегда отличалась в большую сторону от размещения на полигонах, поэтому рынок выбирал, где ему выгоднее. На то он и рынок.

Дмитрий Смирнов, руководитель направления рециклинга пивоваренной компании «Балтика»:
— Наша компания ответственно подходит к вопросам экологии. На всех предприятиях уже 15 лет организован производственных отходов, которые мы направляем на переработку или вторичное использование. Тем самым сокращаем объем отходов, вывозимых на полигоны для захоронения, и снижаем нагрузку на окружающую среду. На каждом заводе у нас заключен договор с тем или иным оператором по обращению с отходами.

Уже сейчас в регионах присутствия наших производственных площадок, где выбраны , мы совместно обсуждаем процессы работы с после 1 января 2019 года, разрабатываем необходимый пакет документов для заключения договоров.

Кирилл Пащенко:
— Да, это правда. Чтобы создать настоящую, оптимизированную, выгодную всем участникам систему, придется поработать. Региональный оператор обязан поэтапно вводить систему раздельного сбора. На первом этапе необходимо ввести разделение опасных и неопасных отходов. , градусники, ртутьсодержащие лампы — все это сейчас, к сожалению, смешивается с твердыми коммунальными отходами и мешает переработке в качественный компост. На каждой контейнерной площадке должен появиться отдельный специальный терминал.

А дальше мы начнем обсуждение той модели, которая устроит всех — и бизнес, и власти, и жителей. Ведь чем больше отправится на переработку, тем меньше придется вывезти и тем за меньший объем заплатишь.

Стоит добавить, что идея раздельного сбора — это еще и способ экологического просвещения. Когда человек начинает разбирать отходы у себя дома, складывая батарейки отдельно, он уже делает шаг в правильную сторону. Самыми главными потребителями этой идеи являются наши дети.

«ДП»:
— Сейчас участники рынка переживают: когда и на каких условиях регоператор начнет заключать договоры с перевозчиками? Ответа от самого ГУП пока нет. Правда ли, что город решено поделить на несколько лотов, которые и будут выставлены на конкурсы?

Кирилл Пащенко:
— Аукционная документация буквально в эти минуты разрабатывается регоператором. Есть ряд сложных вопросов, которые нужно решить при объявлении конкурса. Однако в самое ближайшее время аукцион будет проведен. До 1 января 2019 года, дня начала работы регоператора, договоры с перевозчиками должны быть заключены. Разделение на лоты прямо предписано постановлением правительства. Я за баланс. Можно каждого производителя отходов разыграть на конкурсе, но это нерационально.

Андрей Антонов:
— Действительно, конкурсную документацию мы пока еще не видели. Чтобы переход со старых договоров на новые прошел безболезненно, с момента подведения итогов конкурса должно пройти хотя бы 2 месяца. Если конкурсы состоятся в ноябре, нормальные компании успеют войти в рынок с 1 января. Раньше к ноябрю мы уже твердо понимали, с кем будем работать после Нового года.

Правильно ли мы поняли: если заключение договора с региональным оператором затянется до февраля, до марта, мы продолжим выполнять свою работу и получать за нее деньги от заказчиков, в конкретном случае — компаний, управляющих жилыми домами? Для нас, перевозчиков, это очень важно.

Кирилл Пащенко:
— Правила по обращению с отходами говорят, что заключенные договоры продолжают действовать до тех пор, пока не завершится процедура заключения соглашения между регоператором и перевозчиком.

Если управляющая компания намеренно уклоняется от нового договора, продолжая отношения по старому, к ней могут быть применены санкции в виде административного штрафа. Городской уполномочен составлять протоколы и штрафовать по подобным правонарушениям.

Природоохранное законодательство и санитарные нормы предписывают вывозить отходы каждый день — за выполнением этого правила будут следить контролирующие органы, а управляющая компания будет оплачивать выполняемые перевозчиком услуги.

У регоператора есть право заключать многолетние договоры — до конца срока действия соглашения между регоператором и субъектом Федерации.

«ДП»:
— Уже понятно, как будет осуществляться взаимодействие с полигонами, которые теперь, после закрытия Новоселок, расположены исключительно в Ленинградской области?

Андрей Антонов:
— Действительно, мощностей завода МПБО не хватит для того, чтобы принять все городские отходы. Когда они кончатся — мы повезем в область? Стоимость перевозки будет ли при этом одинаковая? Если до завода 25 км, то до полигона — все 125 км.

Кирилл Пащенко:
— Городу, конечно, не хватит ресурсов одного только завода. Производственная программа завода 2019 года рассчитана на прием 500 тыс. т. По территориальной схеме, у нас в год образуется 1,7 млн т отходов. Значит, 1,2 млн т поедут на лицензированные полигоны в Ленобласти. Стоимость размещения на полигонах не должна волновать перевозчиков, так как за размещение будет платить регоператор. Оплата труда самого перевозчика будет осуществляться на основании показаний чипа — откуда забрал отходы и куда с ними приехал.

Дмитрий Смирнов:
— «Балтика» еще в 2013 году начала развивать проект «Принеси пользу своему городу» — это проект по раздельному сбору отходов. То есть еще до внесения поправок в законодательство, обязывающих производителей и импортеров выполнять нормативы по утилизации отходов, образовавшихся от реализации готовой продукции, — или уплачивать .

На сегодняшний день проект «Принеси пользу своему городу» получил свое развитие более чем в 46 городах России, мы инвестировали в организацию инфраструктуры для раздельного сбора более 50 млн рублей, установили на придомовых территориях около 3 тыс. контейнеров для селективного сбора отходов у населения.

Только за прошедший год совместно с нашими партнерами, отраслевыми операторами, мы передали на переработку более 55 тыс. т различных видов отходов упаковки. Для нас важно не только собрать, но и обеспечить замкнутый цикл.

Кирилл Пащенко:
— И это только начало. Коллеги из «Балтики» замкнуты на реальных переработчиков стекла. Переработчикам и самим очень нужны такие заказы, а себестоимость и экономический выхлоп небольшие. На кону рабочие места. Хорошо, что «Балтика» продолжает работать именно с переработчиками, а не с перепродавцами вторичного ресурса. Это правильный курс.

У полигона интерес — побольше принять отходов. Так он заработает больше денег. У перевозчика — вывезти. Для того чтобы добиться переработки, все это должно быть сосредоточено в одних руках — руках оператора. Тем более что он — крупнейший переработчик отходов в регионе.

Источник: dp.ru

Нет комментариев

Прокомментируйте

<