Разделяй и отдавай: что делать с тоннами ненужной одежды

Разделяй и отдавай: что делать с тоннами ненужной одежды

13.07.2022 0 комментариев
Сейчас в России отсутствует централизованный сбор одежды, бывшей в употреблении, поэтому до недавнего времени система строилась силами энтузиастов вроде нас и бизнеса, который стремится быть ответственным

В СССР текстиля не было

Сегодня текстиль стал самой проблемной фракцией среди твердых коммунальных отходов (). Долгое время считалось, что его процент в общем количестве мусора невысок, и потому ткани давно выпали из мусорной повестки как недостойные внимания. Но в наше время, когда человек надевает одну вещь на 30% реже, чем всего 10 лет назад, вопрос встал очень остро.

В 2019 году запустилась , благодаря которой сортировка отходов стала углубляться. На системном уровне преобразования начались с крупных и, что важно, привычных еще со времен СССР фракций — макулатуры, металла, стекла. Добавился только . Спустя некоторое время оказалось, что в остатках мусора после сортировки содержится в основном текстиль, хотя в общем объеме ТКО его насчитывается не более 9%.

В нацпроекте «Экология» обозначены воодушевляющие цифры: к 2030 году власти планируют сортировать весь объем ТКО и сократить захоронение на полигонах вдвое. Но, на мой взгляд, проблема с текстилем не может быть полностью решена за восемь лет — но это не значит, что ситуацию нельзя улучшить.

Хорошие сапоги, надо брать!

Мы в фонде «Второе дыхание» смотрим на текстиль в первую очередь как на способ решения социальных проблем. Главный принцип экономики замкнутого цикла в том, чтобы использовать потенциальные отходы еще раз. Одежда — это готовый ресурс, который может быть продан или безвозмездно передан людям в сложной жизненной ситуации. Именно поэтому мы не спешим отправлять все ткани на переработку и развиваем инфраструктуру сбора ненужной одежды, в которой сначала отдаем собранное людям из социально незащищенных групп, продаем и только потом перерабатываем. За семь лет работы фонда мы собрали и перераспределили более 3500 т ненужного текстиля, и из них только 1100 т отправили на переработку, а большую часть – на повторное использование.

Проблемность текстиля выявляется еще на этапе сбора — прежде всего, он должен осуществляться отдельно. Если мы, например, будем класть одежду в контейнер с пластиком, то остатки жидкостей из бутылок моментально испортят ткань и сделают ее непригодной для дальнейшей реализации. К тому же мы считаем, что сбор текстиля должен выглядеть привлекательно и, чтобы избежать ассоциации с мусором, осуществляться в местах покупки новой одежды. Главной мотивацией должно быть желание поделиться одеждой с теми, кому она нужна, а не избавиться от нее любым способом.

Следующий этап — сортировка, и здесь главная сложность в том, что она должна быть интеллектуальной. Если мы стремимся поднять уровень жизни людей из социально незащищенных групп, то мы должны относиться к отбору одежды внимательно и с уважением к получателю. Например, черная одежда вряд ли обрадует пожилых людей из интерната, а старомодная рубашка не поможет подростку решить вопрос со школьной травлей. Также есть отдельная история с продажей одежды: мы делаем наши секонд-хэнды модными и похожими на бутики, поэтому, для того чтобы зарабатывать на этом, нужно подбирать соответствующий ассортимент.

Затянуть пояса

Однако главным вопросом остается создание инфраструктуры. Сейчас в России отсутствует централизованный сбор одежды, бывшей в употреблении, поэтому до недавнего времени система строилась силами энтузиастов вроде нас и бизнеса, который стремится быть ответственным. Но и здесь ситуация ухудшилась: если к началу 2022 года у «Второго дыхания» было более 800 собственных и партнерских контейнеров в 53 регионах России, то с уходом некоторых крупных сетевых магазинов их количество сократилось примерно до 150.

При этом запрос на ресурс в виде вещей становится все актуальнее. Во-первых, секонд-хэнд, 70% которого ввозится из Европы, стремительно дорожает, а спрос на него у населения растет. Во-вторых, комбинаты, специализирующиеся на производстве обтирочной ветоши, закупали за границей до 95% сырья, и сейчас практически встали из-за нехватки материалов. В то же время объем полигонов продолжает расти, что не приближает нас к исполнению указов президента касательно мусора. Очевидно, что все эти факты говорят об одном: надо срочно решать текстильную проблему, привлекая к этому и бизнес.

Кто правит экобал

На мой взгляд, хорошо работающая , которая решает вопрос с текстилем, должна выглядеть так: в единой системе существуют отдельные организации, каждая из которых отвечает за сбор, сортировку, перераспределение или переработку, они не конкурируют между собой и являются друг для друга поставщиками сырья, товара или финансов.

Практика сбора одежды в ритейле должна стать стандартной и общепринятой, а помочь в этом может расширенная ответственность производителя (РОП), согласно которой условный магазин одежды отвечает за то, чтобы в конце жизненного цикла вещи были собраны, повторно использованы или переработаны. По аналогии с продуктовым ритейлом, где появились фандоматы для сбора пластиковой или алюминиевой тары.

Бизнесу в целом должно быть интересно заниматься текстильным вопросом. Контейнер для сбора одежды — это объект инфраструктуры из мира, в котором мы все хотим оказаться, позитивного и осознанного. Когда мы предлагаем партнеру поучаствовать в нашей деятельности, мы предлагаем ему решить маркетинговые или -задачи. Раньше у брендов были бюджеты, чтобы оплачивать наш сервис, и таким образом они повышали лояльность своих клиентов, получали медиаохваты и упоминания в соцсетях, выигрывали маркетинговые . В то же время именно крупные западные компании качали индустрию ESG, и сейчас пока непонятно, кто будет нашими заказчиками. Мы продолжаем работать с оставшимися на рынке ритейл-клиентами и надеемся, что скоро к решению проблемы подключатся новые игроки.

Источник: https://www.vedomosti.ru

Нет комментариев

Прокомментируйте

<