Рассказываем, сколько стоит эксперимент с раздельным сбором мусора в Казани

Рассказываем, сколько стоит эксперимент с раздельным сбором мусора в Казани

13.08.2018 0 комментариев

Рассказываем, сколько стоит эксперимент с раздельным сбором мусора в Казани.

В Авиастроительном районе 1 августа презентовали пилотный проект по раздельному сбору отходов, долгосрочная цель которого — «приучить» жильцов сортировать мусор, чтобы повысить качество подлежащего переработке вторсырья. Пока же проект должен показать, какие сложности могут возникнуть, когда все татарстанцы будут переходить на селективный сбор. До этого момента осталось менее двух лет.

Мы уже писали про то, зачем и как можно сортировать мусор и что об этом думают эксперты.

Сколько это стоит

В Авиастроительном районе проживает около 110 тысяч человек. Контейнеры установили по всему району, хотя «УК Авиастроительного района», ставшая участником пилотного проекта, обслуживает лишь часть многоквартирных домов. То есть охватит эксперимент и частный сектор. Презентация проходит на улице Айдарова, 7. Это многоэтажный П-образный дом, рядом с которым находится детский сад. По соседству с ним поставили новые контейнеры — всего их в Авиастроительном будет 428.

Закупила баки компания-перевозчик «ПЖКХ». Ее руководитель Евгений Туз рассказывает, что каждый бак стоит 10 тысяч рублей, плюс наклейки — 1,5 тысячи. В проект вложено уже порядка 5 миллионов рублей. В эту сумму вошли ГСМ для мусоровозов, замена баков и другие издержки. Компания будет терпеть убытки, пока мусор продолжат раздельно свозить на одну сортировочную станцию двумя машинами (ранее говорилось, что курсировать будет одна машина в несколько рейсов. Сначала увозить «сухой» мусор, затем — «влажный». — Ред.). Туз отмечает: «Не страшно, если будет одна машина, лишь бы были разные рейсы. Мусоровоз спроектирован так, что отходов там не остается».

На станции по улице Васильченко будут отбираться фракции отходов для переработки — , металл, ПЭУ (термопластик), бумага и еще 16 видов вторсырья. В будущем, когда жители приучатся мусорить правильно и качество вторички возрастет, не подлежащий переработке мусор будет сразу отправляться на полигон. Это позволит не тратить лишние средства на ГСМ, не занимать отдельные площади на станции под «мокрый» мусор, а также увеличить объемы обрабатываемых материалов до 100%.

Как убедить казанцев сортировать мусор

Если перевозчик в перспективе и выиграет, то выгода жителей, на первый взгляд, не ясна — мало кого убедят переполненность свалок и полигонов, и прочие аргументы, чтобы поставить дома два ведра и начать мусорить раздельно. Мы живем вдалеке от куч со свалочным газом и почти не пользуемся товарами из вторсырья. При этом нельзя сказать, что мусора для жителей столицы — это что-то новое, ведь во многих районах уже давно стоят специальные сетки для пластиковых бутылок.

Тем более, как говорит зампредседателя комитета ЖКХ Альмир Курбанов, всем предстоит перейти на раздельный сбор уже к 2020 году. В 2019-м начнет действовать закон, согласно которому перевозчики обязаны будут собирать отдельно.

— Мы не ждем, что через день, неделю или месяц сможем подготовить население к раздельному сбору мусора. Поэтому проект пилотный и проводится в одном районе. Но процесс пошел, желающие разделять отходы есть. Мы провели семинар со старшими домов. Есть разные , но в целом люди позитивно относятся к этому делу. Это не эксперимент — не ситуация, когда проверяют, пойдет или не пойдет. У нас нет другого выхода, кроме как победить, — считает Курбанов.

Кто следующий? 

К 2020-му городам в связи с требованиями закона придется избавляться от мусоропроводов. В Казани они остались в Приволжском и Ново-Савиновском районах. Постепенно от них отказываются и там. Авиастроительный перешел на контейнерные площадки еще в 2010-2011 годах. Именно поэтому его выбрали для проекта. Курбанов не исключает, что следующим районом, где начнут устанавливать контейнеры, может стать Советский.

Что касается мусоропроводов, то процесс их закрытия — дело собственников, среди которых есть противники этого. Зампред комитета ЖКХ объясняет, что пока единственная возможность перейти на контейнеры — это убедить жильцов закрыть мусоропроводы. При этом он добавляет, что в том же Авиастроительном люди соглашались на такое без проблем.

Курбанов не ставит под вопрос успешность проекта, несмотря на то, что не во всех российских городах получалось достичь каких-то результатов.

— Некоторые страны к этому и 30, и 40 лет идут. Мы же в течение первых трех-четырех месяцев должны увидеть первые результаты. И приступили (к подготовке населения) мы раньше, чтобы избежать ошибок, которые мы можем допустить, — подчеркивает чиновник. На вопрос о том, не украдут и не испортят ли новые контейнеры, он отвечает, что таких прецедентов не было. Разве что некоторые бросали в них непотушенные сигареты и те загорались.

— Я даже не переживаю, — утверждает Курбанов, добавляя, что скоро в районе появится и третий вид контейнеров — экобоксов для опасных отходов (батареек, ртутных и энергосберегающих ламп и градусников).

Конфликт интересов

Что же будет с сетками для пластиковых бутылок, которые по городу появились задолго до «серых» и «желтых» баков? Евгений Туз на это говорит, что пока «трогать» их никто не собирается. Но не отрицает, что такие сетки «обедняют» мусор, который забирает «ПЖКХ» и затем перерабатывает на базе «Чистого города».

— В принципе для нас это не совсем правильно (наличие конкуренции. — Ред.), но запретить мы не можем. По крайней мере мы их не выгоняем с рынка. Для нас это и условное сокращение доходов, — отмечает он.

Тогда зачем компания «ПЖКХ» стала участником «неприбыльного» дела? Туз говорит о социальной нагрузке, которую должен нести бизнес:

— Ежегодно накопление отходов приводит к росту площадей свалок и полигонов. Всем понятно, что это нехорошо сказывается на экологической обстановке.

Глава «УК ЖКХ Авиастроительного района» Рустем Галимов тоже говорит об экологии. Он спокойно относится к противникам раздельного сбора, отмечая, что так же было с поквартирными приборами учета расходов электроэнергии и воды.

— И здесь так же — разделение однозначно будет. Мы людям объясняем, и они уже начали это делать. Работаем с нашим персоналом (УК помогают эковолонтеры. — Ред). Но самая доходчивая информация — на земле. Дворники подсказывают людям, как нужно выбрасывать мусор, — говорит он.

В скором времени у контейнеров появятся отдельные информационные стенды, которые так же будут пояснять, как перейти на раздельный сбор мусора.

— Я ничего в этом не понимаю и не хочу понимать, — говорит бабушка, пытаясь открыть высокий контейнер. — У меня один пакетик, я в него все складываю. Что там разделять? Но когда замечает, что ее снимают СМИ, начинает говорить, что инициативу одобряет. — Пенсионеры быстрее привыкнут, а вот молодежь — не знаю. Им бежать все время надо, мусор некогда выкинуть.

Другая женщина и вовсе кричит, что наклейки непонятные, а крышки — неудобные (ранее идею о том, что для проекта нужны были другие баки, высказывал челнинский депутат Николай Атласов. — Ред.).

Проходящая мимо соседка отмечает, что к раздельному сбору привыкла давно — еще когда появились сетки под пластик.

— У меня на кухне стоит два ведра, — говорит она.

Еще одна жительница жалуется, что сеточек под бутылки не хватает. Так что баки с желтыми наклейками в рамках пилотного проекта, возможно, даже не помешают, а помогут.

Источник: kazanfirst.ru

Нет комментариев

Прокомментируйте

<