Специальный проект газеты Коммерсант — посвященный переработке мусора в России «Грязь большого города» (часть 1 / в 4х частях)

Специальный проект газеты Коммерсант — посвященный переработке мусора в России «Грязь большого города» (часть 1 / в 4х частях)

04.07.2019 0 комментариев
Содержание скрыть

Специальный проект газеты Коммерсант посвященный мусорной реформе в России в четырех частях.
— В первой части рассматривается вопрос на сколько же большой является проблема мусорных отходов, объем которых со временем только увеличивается. Раскрывается из чего же формируются , как их в современных реалиях просто складируют на мусорных полигонах, и как пытаются разрешить вопрос их утилизации.
— Во второй части рассматривается наиважнейший и наиболее живой для всех вопрос — строительства мусоросжигательных заводов, который вызвал волну протестов по всей стране.
— В третей части описано что можно полезного получить, если если мусоропереработка будет организована на должном уровне
— В четвертой заключительной части описан мировой опыт организации переработки мусора.

В России идет «мусорная» реформа, которая принципиально изменит систему обращения с отходами. Главные вопросы — что делать с мусорными полигонами, строить или не строить мусоросжигательные заводы и как организовать переработку — столкнули власти, экспертов и жителей. Что предлагают одни, и чего боятся другие — в спецпроекте “Ъ”.

Часть первая — о том, почему в России 90% бытовых отходов гниет на мусорных полигонах и как жители и активисты борются с нелегальными свалками, а чиновники — с мусорщиками.

Чтобы объяснить, почему в Москве до сих пор не стало нормой складывать мусор в контейнеры для раздельного сбора пластика, стекла и бумаги и некуда сдать отработанные , придется вернуться почти на 20 лет назад. В 1998 году в России был принят запоздалый, но критически необходимый 89-й федеральный закон «Об отходах производства и потребления». Его главной задачей было вывести из теневого сектора деформированную с 1990-х годов систему обращения с мусором, которая к тому моменту на всех этапах контролировалась криминальными структурами. Закон устанавливал правила контрольно-надзорной деятельности, соответствие санитарным нормам и природоохранному законодательству, но никаких экономических показателей и положений о создании стимулов для сокращения образования отходов, введения системы раздельного сбора и создания мусороперерабатывающих производств в нем не было. Отходы складировались на полигонах, и на тот момент всех это устраивало.

Но объем мусора с тех пор сильно вырос и продолжает расти — в среднем по России на 3% в год. В Москве и области проблема стоит особенно остро из-за высокой плотности населения: здесь живет более 19,8 млн человек, которые ежегодно производят 11 млн тонн твердых коммунальных отходов (). Полигоны, на которые с советских времен свозился весь этот мусор, сейчас уже переполнены. Если учесть, что на одну легальную свалку приходится две нелегальные, сложившаяся ситуация грозит экологической катастрофой. Москвичи пытаются бороться с помойками, которые стихийно вырастают вблизи их домов, но поддержку у городских властей они часто не находят. Ведь признавая существование незаконной свалки, город как собственник земли обязан ее рекультивировать. А это очень дорогое удовольствие.

Инфографика: Жизнь московского мусора

Как москвичи борются с нелегальными свалками

В 2014 году активисты Народного совета района Печатники в Москве после серии звонков местных жителей обнаружили по другую сторону реки от парка «Коломенское» огромную нелегальную свалку. Ее площадь оценивается в 5 га. Находится она всего в 50 м от воды. Лишь в 2015 году после публикации фотографий свалки блогером Ильей Варламовым в своем ЖЖ и репортажей в СМИ власти пообещали закрыть полигон. Тем не менее еще несколько месяцев завоз мусора продолжался.

Кто стоял за созданием этой нелегальной свалки, до сих пор неизвестно: в октябре 2016 года ГУ МВД России по Москве отказалось возбуждать уголовное дело в связи с «отсутствием события преступления». Ранее, в марте 2016 года, отдел судебных приставов ЮВАО объявил о закрытии производства, так как несанкционированная свалка была ликвидирована, хотя этого не произошло до сих пор.

Добиться вывоза мусора за пределы Москвы Народному совету района Печатники так и не удалось: власти приняли решение законсервировать свалку, построив на ее месте парк экстремальных видов спорта. На это столичные власти обещают потратить 1,7 млрд руб.

Комментарии экспертов

Максим Мотин

Максим Мотин

муниципальный депутат от района Печатники

На эту свалку свозили мусор со всего города. Мусоровозы тянулись очередями, и управа не могла об этом не знать. Когда мы попали на свалку впервые, были шокированы: огромная территория с вырубленными деревьями, мусорные кучи высотой 7 м. Вызвали полицию, она забрала одного из работающих на полигоне экскаваторщиков, но в итоге отпустила. Никто не хотел этим заниматься. Мы писали обращения в прокуратуру, письма в управу и префектуру. Никакой реакции. Пост Варламова взорвал интернет. В ответ по телевизору прошли сюжеты, что свалка ликвидирована, но это был фейк. По факту на тот момент ничего не изменилось: мусор продолжали свозить, он горел, на свалке росли арбузы, по кучам сновали лисы. Только где-то через два месяца нам наконец удалось перегородить шесть выездов из семи, а на одном поставить будку охраны...

Сейчас мы продолжаем борьбу, так как считаем, что консервация свалки приведет к экологической катастрофе. Под мусором нет никакой защитной подушки, и если его накрыть бетоном, он продолжит гнить, а весь яд через почву будет уходить в воду. Мы настаиваем, что город обязан вывезти весь мусор и найти виноватых — эта свалка нанесла урон Москве в 2 млрд руб. Когда при личной встрече с чиновниками я прошу начать , все отводят глаза. Это никому не нужно. В управе вообще настаивают, что они за эту землю не отвечают, так как она федеральная. Нас такая реакция не останавливает: мы продолжаем бомбардировать префектуру, мэрию запросами. Свалка напротив парка «Коломенское» не единственная, которую мы обнаружили в Печатниках за последние несколько лет. Нам удалось добиться закрытия еще пяти свалок более скромного масштаба, последняя — на Южнопортовой улице.

Альбина Дударева

председатель координационного совета по развитию отрасли обращения с отходами ассоциации межрегионального социально-экономического взаимодействия «Центральный федеральный округ»

Проблема в том, что мы даже не знаем, куда уходит московский мусор. Мы не можем гарантировать, что он попадет на сортировочную станцию, а не на несанкционированную свалку. Совместно с партией «Альянс зеленых» и другими общественными организациями мы решили провести акцию по закладке в мусорные баки GPS-трекеров, которые подают сигнал о своем местонахождении. Таким образом мы сможем отследить перемещение мусора в режиме реального времени и узнать, на какие полигоны и в какие сроки он вывозится. В прошлом году такая акция помогла установить факт вывоза мусора на закрытый полигон в Дмитровском районе Московской области...

И это продолжает происходить при том, что эксперимент московских властей по формированию комплексной системы обращения с отходами, прежде всего с ТКО, был запущен еще в 2012 году, и на него было выделено из бюджета более 140 млрд руб. В соответствии с условиями эксперимента ряду компаний по госконтракту был передан весь мусор Москвы сроком на пятнадцать лет. По условиям контракта эти компании обязаны не только удалять коммунальные отходы с контейнерных площадок, но и организовать все систему обращения с мусором, включая его переработку и обезвреживание. К 2015 году объем вывозимых отходов с территории Москвы на объекты их размещения должен был сократиться на 20%. Также должны быть организованы и построены мусоросортировочные комплексы. Прошло пять лет, а результата до сих пор нет.

Александр Закондырин

Александр Закондырин

лидер «Альянса Зеленых»

«Эксперимент Общественной палаты по закладке трекеров уже через неделю позволил выявить два факта нелегального захоронения. Трекер, заложенный на контейнерной площадке в Западном административном округе (ул. Академика Анохина), отправился на стихийную свалку рядом с въездом на производственную базу ГБУ «Жилищник района Тропарево-Никулино» со стороны Малой Очаковской улицы. Другой трекер, не добравшийся до легального места размещения отходов, был заложен в ЮВАО (ул. Энергетическая, Лефортово), а обнаружен на стихийной свалке на Остаповском проезде».

Подробнее о результатах эксперимента читайте здесь.

То, что 89-й федеральный закон безнадежно устарел, стало ясно еще в 2010 году, поскольку большинство мусорных полигонов уже тогда исчерпали свои мощности, а неэффективность такой системы утилизации отходов была очевидна всем. В 2011 году началась работа по изменению законодательства в области обращения с отходами. Именно тогда и возникла ситуация, которая сейчас превратилась в проблему, блокирующую ход «мусорной» реформы. Переписывать закон об отходах начали одновременно в двух структурах: в Совете федерации и в Министерстве природных ресурсов. Впоследствии эти две законодательные инициативы, как две встречные волны, поглотили друг друга.

Комментарии эксперта

Владислав Жуков

Владислав Жуков

член совета по вопросам агропромышленного комплекса и природопользования СФ РФ

В 2011 году полномочия по надзору за отраслью обращения с отходами были переданы из Ростехнадзора в Росприродназдор. Соответственно правоустанавливающим министерством для отрасли стало Минприроды России. Тогда же возникла необходимость в гармонизации законодательства с учетом зарубежного опыта. Появилась концепция вторичного использования отходов как ресурсов. Возникла необходимость законодательно определить собственника отходов, выбрать механизмы передачи прав собственности и ввести так называемый РОП — расширенную ответственность производителя...

В 2014 году поправки в 89-й федеральный закон «Об отходах производства и потребления» все-таки были приняты. Приняты оперативно и наспех, без опоры на серьезные исследования, на которые требуется много времени и участие большого количества специалистов. Среди несомненных плюсов новой редакции закона — то, что в нем указана четкая иерархия приоритетов по обращению с отходами, принятая в развитых странах. Выглядит она так:

  1. максимальное использование исходных сырья и материалов;
  2. предотвращение образования отходов;
  3. сокращение образования и снижение класса опасности отходов в источнике их образования;
  4. обработка отходов;
  5. утилизация отходов;
  6. обезвреживание отходов.

В законе появились такие понятия, как региональный оператор и территориальная схема (террсхема). Логика закона заключается в том, чтобы ввести РОП и аккумулировать в бюджете деньги от экологического сбора, потом в каждом регионе на конкурсной основе выбрать регионального оператора по обращению с отходами и разработать территориальные схемы, на которых должны быть указаны все объекты по сортировке, переработке и утилизации мусора. Проблема в том, что подготовка террсхемы — это длительная комплексная работа с привлечением целой армии специалистов в разных областях, от технологов до экологов. А регионам на эту работу было отведено всего полгода. Опрошенные “Ъ” эксперты признаются, что за это время было невозможно создать продуманную схему по обращению с отходами и привлечь достаточное количество специалистов в этой области. В результате, согласно заключению Совета при президенте РФ по правам человека, все субъекты федерации разработали свои террсхемы с нарушением закона об отходах.

В Минприроды Московской области заявили, что по ходу развития реформы террсхема по Подмосковью от января 2016 года будет уточняться, но основная стратегия здесь сформировалась давно и состоит в том, чтобы уйти от практики полигонного захоронения. В Подмосковье мероприятия по закрытию существующих полигонов идут с 2013 года — из 39 перестали работать уже 24. В террсхеме региона отмечается, что «в отсутствие инвестиционных мероприятий по строительству и модернизации полигонов существующие емкости для размещения твердых коммунальных отходов будут исчерпаны менее чем за четыре года». Один из самых крупных — полигон «Кучино» в Балашихе — был закрыт 23 июня по личному распоряжению президента. Еще два — в Чеховском районе (полигон «Кулаковский») и Пушкинском («Царево») — общей площадью около 30 га перестали принимать мусор в сентябре. В этом же году подмосковные власти обещают приступить к рекультивации закрытых полигонов — «Каширского» (около 10 га), «Быково» (около 9 га) и «Электросталь» (10 га). Затраты только на эти три объекта оцениваются в 1,8 млрд руб.

Официальные полигоны ТКО в Подмосковье

  • До 2030
  • Закрыт
  • До 2017
  • До 2019
  • До 2021
  • ведутся работы по выделению участка рядом с полигоном для создания нового полигона, а также по созданию мусороперерабатывающего завода

Картографические данные

Картографические данные © 2019 Google

Картографические данные © 2019 Google

Комментарии эксперта

Антон Кузнецов

Антон Кузнецов

заместитель генерального директора компании «Сфера экологии» (занимается раздельным сбором и транспортировкой отходов в Москве)

Основная проблема подмосковных полигонов в том, что подавляющее большинство из них создавалось в 1970–80-х годах, и понятно, что тогда никаких особых технологий не применялось. В лучшем случае изучалась геология и выбирались участки с глинистыми почвами, для того чтобы исключить проникновение фильтрата в землю и грунтовые воды. По современным мировым стандартам — это серьезное инженерное сооружение, вся площадь которого должна выстилаться специальным многослойным материалом, который как раз и должен этот фильтрат удерживать. Такой системы я не видел ни на одной из подмосковных свалок...

Плюсы и минусы полигонного захоронения отходов

Источник данных: «», Министерство экологии Подмосковья

плюсы

отсутствие временных затрат на сортировку мусора;

низкая стоимость услуги: в Германии сдавать несортированные отходы в 12 раз дороже, чем в России;

отсутствие финансовых затрат на создание инфраструктуры и населения;

минусы

по информации «Гринпис», большинство подмосковных мусорных полигонов не соответствуют нормам безопасности и являются источником загрязнения почв, подземных вод и атмосферного воздуха;

на полигонах происходят возгорания, приводящие к выбросам в атмосферу диоксинов, тяжелых металлов и других токсичных веществ;

из-за того, что мусор в процессе перевозки перемешивается, выделить из него на свалке для дальнейшей переработки удается не более 2-3% вторсырья;

рост числа несанкционированных свалок: в 2016 году их число достигало 60 тыс. (20 тыс. га), прогноз на 2021 год — 1,9 млн.;

около 5% всех выбросов парниковых газов России дают мусорные свалки;

Источник: https://www.kommersant.ru


Часть вторая — перспективы строительства мусоросжигательных заводов в РФ (часть 2 / в 4х частях)

Часть третья — о преимуществах переработки мусора (часть 3 / в 4х частях)

Часть четвертая — о том, как в других странах утилизируют отходы (часть 4 / в 4х частях)

Нет комментариев

Прокомментируйте

<