Экологи просят власть предотвратить катастрофическую ситуацию в аграрной сфере
20.03.2018 0 комментариевНа животноводческих комплексах при содержании крупного рогатого скота складывается негативная ситуация, которую нужно менять. Следует усилить эффект осуществляемых надзорных мер, а также ужесточить мониторинг деятельности подсобных хозяйств.
Экологи МОО «Зеленый Фронт» обратились в Минсельхоз и к депутату Госдумы от Брянской области Николаю Валуеву с просьбами существенных законодательных инициатив.
Они должны изменить негативную ситуацию, сложившуюся при содержании крупнорогатого скота на животноводческих (молочно-товарных) фермах, усилить эффективность проводимых в отношении них надзорных мероприятий, а также повысить уровень контроля деятельности личных подсобных хозяйств.
С сентября 2015 года активисты МОО «Зеленый Фронт» проводят на территории Брянской области планомерную общественную работу, направленную, во-первых, на улучшение условий санитарного режима при содержании продуктивных животных (КРС) на животноводческих (молочно-товарных) фермах региона и, как следствие, минимизацию общего урона, причиняемого окружающей среде (загрязнение почв и водных объектов) продуктами жизнедеятельности животных.
Во-вторых, экоактивисты работают в направлении предупреждения распространения в личных подсобных хозяйствах (ЛПХ) населенных пунктов Брянщины высококонтагиозного вирусного заболевания домашних свиней, – африканской чумы свиней (АЧС). Данная социально значимая деятельность проводится на общественных началах в рамках реализации межрегиональной программы «Экология сельского хозяйства».
Экологи вынуждены констатировать неутешительное положение дел, сложившееся не сегодня и не вчера на большинстве животноводческих (молочно-товарных) ферм Брянской области. Что, по их мнению, является закономерным следствием ряда взаимосвязанных факторов.
В ходе проводимых общественниками многочисленных выездных проверок почти всегда выявляются и тут же фиксируются нарушения действующего законодательства в части хранения и обеззараживания производственных отходов (навоза), а также других требований ветеринарного и санитарного законодательства. Зачастую они оказываются систематическими. Год или два назад, уже побывав на таких фермах, экоактивисты столкнулись с подобными нарушениями и, несмотря на применяемые к их руководителям региональным управлением ветеринарии и управлением Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям штрафы, предписания и меры дисциплинарного воздействия, к лучшему там почти ничего не меняется. Подчас становится только хуже. Впрочем, в большинстве случаев выписываемые по ст. 10.6 КоАП РФ административные штрафы незначительные (не более 10 000 рублей).
Много вопросов вызывает у экологов и степень эффективности осуществляемой надзорной деятельности, осуществляемой государственными (муниципальными) органами: на поверку лишь создается видимость проводимой работы и всячески демонстрируется откровенно формальный подход к делу. Не удивительно, что руководители большинства привлеченных к той или иной ответственности животноводческих ферм Брянской области продолжают игнорировать законные требования. В частности, о сплошном огораживании своих сельхозпредприятий, их оборудовании элементарными средствами противоэпизоотической защиты, пунктами пропуска, дезинфекционными барьерами, обустройстве специально подготовленных площадок для складирования и обеззараживания навоза, улучшении общего санитарного состояния помещений для содержания животных и прилегающих к ним территорий.
Однако далеко не все в плане соблюдения экологической безопасности в сельском хозяйстве зависит от надзорных ведомств или органов исполнительной власти. Проблема, прежде всего, кроется в несовершенном на данный момент законодательстве, регулирующем деятельность личных подсобных хозяйств (ЛПХ) граждан. Современное российское законодательство предоставляет владельцам ЛПХ право перемещать и продавать продукцию убоя и продукцию переработки продуктов убоя, никак не регулируя этот процесс. Что не обеспечивает ни безопасности продуктов убоя, ни экологической безопасности: отходы от убоя животных владельцами ЛПХ «утилизируются» по месту, нередко отвозятся на ближайшее поле или в лес, что является основным путем инфицирования диких животных.
В начале февраля 2017 года активисты МОО «Зеленый Фронт» обратились с письмом к председателю комиссии Правительства по предупреждению распространения и ликвидации африканской чумы свиней на территории РФ Дворковичу А. В. с предложениями по совершенствованию законодательной базы в сфере ветеринарного и тесно связанного с ним экологического контроля. Их письмо было направлено по подведомственности в Россельхознадзор, где позицию экологов поддержали: без существенного изменения действующего законодательства проблема неразрешима, согласились в контролирующем ведомстве. Выход оно видит в создании в сельской местности на кооперативной или иной основе сети небольших, но надлежащим образом оборудованных убойных пунктов.
Также Россельхознадзор поддержал идею экологов о необходимости расширения полномочий органов государственного ветеринарного контроля (надзора) в направлении контроля ЛПХ граждан. Ведь сейчас такие полномочия у них фактически отсутствуют, и первопричиной тому является федеральный закон «Об ЛПХ», приравнявший их к жилищу, и фактически запретивший доступ туда государственных ветеринарных врачей. Как отметили в ведомстве, сейчас это является одной из главных причин продолжающегося уже длительное время ухудшения эпизоотической обстановки в стране, примером чему является непрекращающееся уже в течение 10 лет распространение африканской чумы свиней.
Под предлогом того, что ЛПХ – частная территория, проход на которую для посторонних крайне нежелателен во избежание заноса возбудителей различных болезней, записи в похозяйственные книги должностными лицами администраций сельских и городских поселений вынужденно вносятся исключительно на основании устных сведений, предоставляемых самими членами ЛПХ. Фактический пересчет животных почти нигде не проводится.
Не соблюдается Порядок ведения похозяйственных книг, утвержденный Минсельхозом России, а имеющиеся сводные данные о частном свинопоголовье в муниципальных районах Брянской области не отражают реального положения дел. Что в случае возникновения чрезвычайной ситуации не позволит властям и МЧС немедленно определить количество специальных средств, необходимых для ликвидации последствий вируса АЧС.
В результате, это подтвердила экологам и Брянская областная прокуратура, одной из причин распространения вируса АЧС является отсутствие у органов местного самоуправления объективных сведений о содержащихся в ЛПХ домашних свиней, а также не предоставление их специалистам районных ветеринарных станций. Два случая АЧС уже были подтверждены на частных подворьях в 2016 году: в селе Семцы Почепского района и в навлинской деревне Голобово. Повторения ЧП можно ожидать, по данным экоактивистов, в любой момент. Причем практически в любой точке страны, т. к. проблемы, указанные для Брянской области, имеют повсеместный характер.
Известно, что Россельхознадзор неоднократно выходил с предложениями по нормативному и практическому урегулированию указанных больных вопросов. Но законодатель оставил инициативы федерального ведомства, как говорится в направленном нам ответе, «без внимания и практического результата». В частности, ведомство ранее не раз предлагало наделить федеральный орган государственной власти полномочием по регистрации убойных предприятий, что прямо предписано техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции», но до настоящего времени Правительством Российской Федерации такое решение не принято.
Проанализировав сложившуюся ситуацию, экологи МОО «Зеленый Фронт» обратились в Минсельхоз и к депутату Госдумы от Брянской области Николаю Валуеву с просьбами реализации существенных законодательных инициатив. Они должны изменить негативную ситуацию, сложившуюся в отечественном сельском хозяйстве.
“Зеленый Фронт”-Брянск
Источник: bryansku.ru
Нет комментариев
Прокомментируйте