В своём первом развёрнутом интервью на посту председателя Комитета по природопользованию и охране окружающей среды Кирилл Соловейчик делится планами по развитию экологической политики Санкт-Петербурга. Он рассказал, какие меры примет город в ответ на глобальные климатические вызовы и как будет трансформироваться система обращения с отходами.
Экологическая повестка: от воды до просвещения
Комитет охватывает обширный спектр задач. Это и охрана водных объектов, и экологический надзор, и мониторинг состояния воздуха, почвы, поверхностных вод. В сферу ответственности также входит защита животного мира, поддержка заповедников и развитие экологического образования. Адаптация к климатическим изменениям — одно из приоритетных направлений.
Уникальные ресурсы Петербурга
Город располагает мощной материально-технической базой, включая природоохранный флот. Он обеспечивает дноуглубительные работы, содержание гидротехнических сооружений, ликвидацию нефтеразливов и предотвращение подтоплений. Петербург в этом плане опережает многие регионы страны, а также имеет потенциал стать моделью для зарубежных практик.
Развитие системы обращения с отходами
С каждым годом количество твёрдых коммунальных отходов (ТКО) растёт. В 2023 году оно превысило 1,7 млн тонн. Это колоссальная инфраструктура: более 29 тыс. контейнерных площадок, свыше 120 тыс. контейнеров и 400 мусоровозов, ежедневно выходящих на маршрут. В систему вовлечено около 60 подрядчиков, взаимодействующих с региональным оператором.
Новый вектор: от вывоза к переработке
На смену акценту на вывоз отходов приходит фокус на их переработку. Это связано с реализацией федерального проекта «Экономика замкнутого цикла». Главная цель — минимизировать объёмы мусора, направляемого на полигоны. В планах — развитие заводов как первого уровня (сортировка, компост, RDF-топливо), так и глубокой переработки.
Анализ морфологии отходов
Для планирования новых производств была проведена аналитика по структуре мусора. Это позволяет спрогнозировать необходимую мощность перерабатывающих линий и понять, где строить новые объекты. Некоторые предприятия будут размещены на существующих мощностях, другие — с нуля. Задача — создать полноценную промышленную отрасль переработки.
Новое производство — в Петербурге
В городе могут появиться производства, перерабатывающие стекло, пластик, электронику и шины. Один из рассматриваемых проектов — создание производственной цепочки, где отход превращается в готовую продукцию, например, переработка плёнки в гранулы и выпуск из них пакетов. Это создаёт добавленную стоимость и стимулирует развитие местной экономики.
Поддержка государства и экономика отрасли
Хотя экономика переработки пока неоднозначна, государство формирует меры поддержки — от субсидий и земель до обеспечения сырьём. Это позволяет снизить инвестиционные риски. В отличие от индустрии, где рынок формируется частным бизнесом, здесь он регулируется государством. Петербург создаёт систему, обеспечивающую устойчивую переработку.
Где будут строиться предприятия?
Новые объекты переработки не будут расположены на полигонах. Они появятся либо на территории существующих комплексов, например, на Волхонском шоссе, либо в зонах, предусмотренных генпланом. Производства вторсырья — это не мусорные объекты, а полноценные промышленные предприятия, которые работают по экологическим стандартам.
Развитие экологического мониторинга
Петербург усиливает систему экомониторинга. Сейчас функционирует 25 стационарных станций контроля воздуха, количество которых к 2026 году вырастет до 30. Заменяются и мобильные лаборатории — на современные, с расширенными возможностями измерений. Это позволит реагировать оперативно и получать точную картину загрязнения в любой точке города.
Мониторинг воды и пожарная безопасность
Помимо воздуха, ведётся наблюдение за подземными и грунтовыми водами. В заповедниках установлены камеры видеонаблюдения для предотвращения пожаров. Эти меры обеспечивают комплексную оценку состояния природы и позволяют разрабатывать целевые меры по улучшению экологической ситуации в мегаполисе.
Автотранспорт — главный загрязнитель
Несмотря на низкий общий уровень загрязнения воздуха, по данным Росгидромета, автотранспорт остаётся основным источником выбросов. Вопрос стоит о внедрении стимулов и ограничений: как сократить поток транспорта с высоким уровнем вредных выбросов, заменив его на электромобили и машины на газовом топливе.
Развитие электромобильности и стимулы
Программа субсидирования газомоторного и электротранспорта действует, но заявителей пока мало. Необходима доработка мер, чтобы они приносили реальные результаты. Электромобили уже используются в ряде регионов как такси. Петербург рассматривает этот путь как пилотную зону, способную запустить массовый переход.
Климатические изменения и адаптация
Изменения климата затрагивают и Петербург. С 1970 года температура в агломерации стабильно растёт. К 2050 году ожидается дальнейшее повышение уровня воды, что критично для прибрежного города. Уже сегодня необходимы меры: по укреплению берегов, прогнозированию подтоплений и защите инфраструктуры.
Генеральная линия берегозащиты
При поддержке губернатора запущена двухлетняя программа по исследованию и защите более 200 км береговой линии. Это крупнейшая научно-практическая работа по берегоукреплению. Будут разработаны конкретные решения, вплоть до рекомендаций по типу укрепления каждого участка для частных и государственных землевладельцев.
Борьба с «островами тепла» в городе
Проблема локального перегрева в центре города обостряется из-за сокращения зелёных зон. В исторической части города нужно восстанавливать баланс — с помощью нового озеленения, посадок вдоль дорог и создания «зелёных коридоров». Это — важный шаг в формировании экологического каркаса города.
Экологический каркас и зелёные насаждения
Вопрос стоит комплексно: сколько деревьев нужно городу? Где и какие растения высаживать для максимального эффекта? Москва уже пошла этим путём — и получила положительные отклики. Петербург — другой по структуре, но может использовать линейные парки и точечные посадки для повышения качества среды.
Гармония экологии и экономики
Экология не должна быть тормозом для бизнеса. Необходима интеграция экологических стандартов в экономическую политику. Например, развитие локальных очистных сооружений — важная мера, которая повышает экологическую ответственность предприятий. Петербург не только промышленный центр, но и дом для своих жителей.
Источник: https://www.dp.ru/
Нет комментариев
Прокомментируйте