Новации в начислениях экологических платежей

Новации в начислениях экологических платежей

06.03.2018 0 комментариев

Новые изменения
в экологических платежах
Б.А. Фоменко
ООО «ЦЭС»

В конце 2017 года законодательством были изменены правила, согласно которым осуществляются начисления платежей, которые взимают за отрицательное влияние на окружающую среду. В первую очередь это касается оплаты за размещение (твердых коммунальных отходов).

 

Последний день ушедшего 2017 г. принёс природопользователям очеред-
ной сюрприз: был подписан Федеральный закон от 31.12.2017 № 503-ФЗ,
который снова поменял правила исчисления платы за негативное воздей-
ствие на окружающую среду.
Изменения коснулись прежде всего платы при размещении твёрдых ком-
мунальных отходов, которые, как известно, образуются в результате
деятельности всех юридических лиц.

Согласно подп. «б» п. 4 ст. 9 Феде-
рального закона от 31.12.2017
№ 503-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об отходах произ-
водства и потребления» и отдельные за-
конодательные акты Российской Феде-
рации» (далее – Закон № 503-ФЗ) плата
за негативное воздействие на окружаю-
щую среду (далее – плата за НВОС) при
размещении твёрдых коммунальных от-
ходов (ТКО) за 2016 и 2017 гг. не исчис-
ляется и не взимается.
Как мы видим, изменения касаются
не только 2017 г., за который мы отчи-
тываемся в 2018 г., но и 2016 г., за ко-
торый мы отчитались год назад. К каким
же последствиям приведёт этот шаг го-
сударственных органов? Давайте разбе-
рёмся.
Для этого немного оглянёмся назад,
а именно на 01.01.2016, когда вступила
в силу ст. 16.1 Федерального закона от
10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружа-
ющей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ).
Согласно этой статье от платы за
НВОС освобождались юридические
лица и индивидуальные предпринима-
тели, осуществляющие хозяйственную и

(или) иную деятельность исключитель-
но на объектах IV категории.
Плательщиками платы за НВОС при
размещении отходов, за исключением
ТКО, являются юридические лица и ин-
дивидуальные предприниматели, при
осуществлении которыми хозяйствен-
ной и (или) иной деятельности образо-
вались отходы. Плательщиками платы
за НВОС при размещении ТКО являются
по обращению
с ТКО, операторы по обращению с ТКО,
осуществляющие деятельность по их
размещению.
То есть мы видим, что законодатель
при регулировании платы за НВОС:
1) освободил от платы тех лиц, кото-
рые осуществляют деятельность исклю-
чительно на объектах IV категории;
2) привязал плату за отходы к приро-
допользователю-отходообразователю
(а не к собственнику);
3) обязал вносить плату за отдельные
виды отходов (ТКО) не отходообразова-
теля, а специализированную организа-
цию (регионального оператора по об-
ращению с ТКО) либо организацию, экс-
плуатирующую полигон размещения от-

ходов (оператора по обращению с ТКО,
осуществляющего деятельность по их
размещению).
Прекрасная схема, если бы не одно
большое жирное «НО». В силу различ-
ных обстоятельств, в том числе из-за
неподготовленной подзаконной базы,
институт региональных операторов по
обращению с ТКО к 01.01.2016 не по-
явился, а действующие так называе-
мые операторы по обращению с ТКО,
осуществляющие деятельность по их
размещению, не могли компенсировать
внесение платы за НВОС за размеще-
ние отходов своих контрагентов в та-
рифной ставке за услуги по размеще-
нию отходов.
Исходя из этой логики, Росприрод-
надзор выпустил письмо от 11.04.2016.
№ АС-06-01-36/6155 «О плате за не-
гативное воздействие на окружающую
среду», в соответствии с которым бремя
по внесению платы за НВОС при разме-

щении отходов, в том числе ТКО, долж-
ны нести юридические лица и индивиду-
альные предприниматели, при осущест-
влении которыми хозяйственной и (или)
иной деятельности образовались дан-
ные отходы.
Но уже через год, к тому моменту, как
настала пора отчитываться за 2016 г. и
вносить плату за НВОС, позиция Рос-
природнадзора сменилась на диаме-
трально противоположную. В письме
от 21.02.2017 № АС-06-02-36/3591 «О
плате за негативное воздействие на
окружающую среду»
даёт прямое указание: за 2016 г. и до
момента выбора в субъектах Федера-
ции регионального оператора по обра-
щению с ТКО взимать плату за НВОС с
операторов по обращению с ТКО – юри-
дических лиц или индивидуальных пред-
принимателей, осуществляющих специ-
ализированну

Согласно Федеральному закону
от 31.12.2017 № 503-ФЗ плата
за НВОС при размещении ТКО за
2016 и 2017 гг. не исчисляется и не
взимается.

Такой резкий поворот, вероятно,
объясняется тем фактом, что в первом
упомянутом письме (от 11.04.2016)
Росприроднадзор не учёл Решение
Верховного Суда РФ от 09.02.2016
№ АКПИ15-1379.
Согласно данному Решению пози-
ция Росприроднадзора, изложенная
в письме от 03.06.2013 № ВК-06-01-
36/7676, о том, что обязательство по
плате за размещение отходов воз-
никает у образователя отходов, а не
у специализированных организаций,
осуществляющих изоляцию таких отхо-
дов, была признана не действующей с
01.01.2016.
Иными словами, Верховный Суд
РФ запретил Росприроднадзору с
01.01.2016 взыскивать плату за НВОС
при размещении ТКО с отходообразова-
телей и исключать из числа плательщи-
ков специализированные организации –
региональных операторов по обраще-
нию с ТКО, операторов по обращению с
ТКО, осуществляющих деятельность по
их размещению.
Однако Решение Верховного Суда РФ
вместо того, чтобы внести ясность в сло-
жившуюся ситуацию, ещё больше всё
запутало.
Ведь известна чёткая позиция Кон-
ституционного Суда РФ в отношении
платы за НВОС, изложенная в ряде су-
дебных актов.
Во-первых, платежи за НВОС – необ-
ходимое условие получения юридиче-

скими лицами и индивидуальными пред-
принимателями права осуществлять
хозяйственную и иную деятельность,
оказывающую НВОС (Определение Кон-
ституционного Суда РФ от 10.12.2002
№ 284-О).
Во-вторых, освобождение от платы
за НВОС должно отвечать требованиям
правовой определённости, экономиче-
ской обоснованности, соблюдения ба-
ланса частных и публичных интересов и
во всяком случае не вызывать сомне-
ния с точки зрения справедливости и
соразмерности соответствующих льгот-
ных условий природопользования (По-
становление Конституционного Суда РФ
от 14.05.2009 № 8-П).
Ну и в-третьих, возложение обязан-
ности по внесению платы за НВОС
при размещении чужих отходов на экс-
плуатантов полигонов отходов, не про-
тиворечит Конституции РФ лишь
при условии компенсации издержек на
плату за НВОС (Постановление Кон-
ституционного Суда РФ от 05.08.2013
№ 5-П).
Как мы видим, позиции двух высших
судебных органов по одному вопросу
весьма и весьма различаются.
В сложившейся ситуации судебная
практика судов низших инстанций не бу-
дет единой и однородной.
Так, Нолинский районный суд Киров-
ской области признал обоснованным
привлечение к ответственности эксплуа-
танта полигона отходов по ст. 8.41 КоАП
РФ за то, что плата за НВОС за 2016 г.
рассчитана и внесена предприятием ис-
ключительно в отношении объёма отхо-
дов, образовавшихся от собственной де-
ятельности, а Декларация о плате за не-
гативное воздействие на окружающую
среду заполнена и плата рассчитана без
учёта размещения на полигоне «Но-

ТКО юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей – это отходы,
в наименовании групп и подгрупп
которых прямо указано, что они
относятся к твёрдым коммунальным.

линский» ТКО, принятых от населения и
организаций (Решение по делу № 12-
44/2017 от 07.11.2017).
В то же время Арбитражный суд
Тамбовской области в Решении от
04.07.2017 по делу № А64-1614/2017
прямо указывает, что «региональный
оператор на территории Тамбовской
области не определён. В тарифах, уста-
новленных на территории Тамбовской
области для операторов по обращению
с ТКО в 2016 г. расходы на плату за
НВОС при размещении ТКО не учиты-
вались. Таким образом, плательщика-
ми платы при размещении отходов за
2016 г. являются юридические лица и
индивидуальные предприниматели, при
осуществлении которыми хозяйствен-
ной и (или) иной деятельности образо-
вались отходы».
Такая противоречивая правоприме-
нительная практика в конечном итоге
и привела к тому, что этот гордиев узел
решили разрубить – за ТКО в 2016 и
2017 гг. платить не должен никто.
Однако вопросы остались. Что же
делать с внесённой платой за ТКО за
2016 г.? Как исчислять плату и отчиты-
ваться за 2017 г. (особенно тем органи-
зациям, у которых нет других отходов,
но в силу закона которые вносили аван-
совые платежи)? Как быть с проигран-
ными судебными решениями по ТКО, на-
значенными пенями и штрафами?
Для начала давайте разберёмся, ка-
кие отходы являются ТКО, а какие нет.
Федеральный закон от 24.06.1998
№ 89-ФЗ «Об отходах производства и
потребления» к ТКО относит отходы,
образующиеся в жилых помещениях в
процессе потребления физическими ли-
цами, а также товары, утратившие свои
потребительские свойства в процессе
их использования физическими лицами

в жилых помещениях в целях удовлет-
ворения личных и бытовых нужд. К ТКО
также относятся отходы, образующиеся
в процессе деятельности юридических
лиц, индивидуальных предпринимате-
лей и подобные по составу отходам,
образующимся в жилых помещениях в
процессе потребления физическими ли-
цами.
К сожалению, из данного определе-
ния неясно, какие именно виды отходов,
образующихся в процессе деятельно-
сти юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей, относятся к ТКО.
Здесь нам на помощь приходит ФККО,
который утверждён приказом Роспри-
роднадзора от 22.05.2017 № 242 и по-
зволяет однозначно идентифицировать
ТКО у юридических лиц и индивидуаль-
ных предпринимателей.
ТКО в новом ФККО указаны в назва-
ниях наименований подтипа отходов или
группы отходов. Например, отход «му-
сор от офисных и бытовых помещений
организаций несортированный (исклю-
чая крупногабаритный)» (код по ФККО
7 33 100 01 72 4) входит в группу «Му-
сор от офисных и бытовых помещений
предприятий, организаций, относящий-
ся к твёрдым коммунальным отхо-
дам» (код по ФККО 7 33 100 00 00 0).
Из названия группы мы понимаем, что
данный вид отхода (мусор от офисных и
бытовых помещений организаций несо-
ртированный (исключая крупногабарит-
ный) относится к ТКО.

А вот отход «мусор и смёт произ-
водственных помещений малоопас-
ный» (код по ФККО 7 33 210 01 72 4)
твёрдым коммунальным не является,
так как входит в группу «Мусор и смёт
производственных и складских по-
мещений, не относящийся к твердым
коммунальным отходам» (код по ФККО
7 33 200 00 00 0).
Об этом же говорит письмо Роспри-
роднадзора от 06.12.2017 № АА-10-04-
36/26733.
Разобравшись, таким образом, с во-
просом, какие наши отходы являют-
ся твёрдыми коммунальными, перехо-
дим к вопросу корректировки платы за
2016 г.
Для перерасчёта платы за НВОС за
2016 г. необходимо подать корректиру-
ющую декларацию о плате за НВОС за
2016 г.
В корректирующей декларации за
2016 г. массу отходов, которые от-
носятся к ТКО, в разделе 3 («Расчёт
суммы платы за размещение отходов
производства и потребления») учиты-
ваем в графе 11 («Передано операто-
ру (региональному оператору) по об-
ращению с твёрдыми коммунальными
отходами»).
После подачи корректирующей де-
кларации необходимо будет провести
сверку с территориальным органом Рос-
природнадзора. Получив подтвержде-
ние переплаты актом сверки, подаём за-
явку на возврат излишне перечисленных
денежных средств.
В Декларации о плате за НВОС за
2017 г. поступаем таким же образом –
указываем массу ТКО в графе 11.
Немного сложнее вопрос с теми
организациями, которые не являются
объектами НВОС (им не нужно было
становиться на учёт в соответствии

с разъяснениями Росприроднадзора)
и в результате деятельности которых
образуются исключительно ТКО. Од-
нако в силу требований ст. 16.4 За-
кона № 7-ФЗ эти организации обяза-
ны были вносить авансовые платежи
(например, государственные органы,
бюджетные учреждения или органи-
зации крупного бизнеса). На данный
момент есть разъяснения, что такие
организации подавать декларации не
должны.
Однако при внесении авансовых пла-
тежей не учитывается, за какие именно
виды отходов они были внесены. И если
декларацию за 2017 г. не сдать, у ад-
министратора платы (Росприроднад-
зора) не отразится переплата, так как
лишь сданная декларация детализирует,
за что именно (за какие виды отходов)
была внесена плата.
Поэтому рекомендуется таким орга-
низациям также подать декларацию за
2017 г., отразить в ней авансовые пла-
тежи и зафиксировать таким образом
факт переплаты. Затем соответствен-
но нужно провести сверку за 2017 г.
и подать заявку на возврат денежных
средств, излишне перечисленных в
бюджет.
Что же касается организаций, по-
страдавших от несовершенства зако-
нодательства и получивших штрафы,
пени, доначисления платы за НВОС,
то им можно рекомендовать подать
корректирующие декларации. Кроме
этого, необходимо будет обжаловать
принятые решения по вновь открыв-
шимся обстоятельствам, а именно в
связи с вступлением в силу Закона
№ 503-ФЗ, согласно которому пла-
та за НВОС при размещении ТКО за
2016 и 2017 гг. не исчисляется и не
взимается.

Источник: https://www.ecoindustry.ru

Нет комментариев

Прокомментируйте

<