Сибирские регионы признались в проблемах с новым «мусорным» законом

Сибирские регионы признались в проблемах с новым «мусорным» законом

01.05.2018 0 комментариев

Они жалуются на низкую плотность населения, большие просторы и отсутствие заинтересованных инвесторов.

Новые правила обращения с отходами приняты, сейчас идет подготовка к переходному периоду, когда содержимое наших мусорных ведер будут сваливать не на переполненные полигоны, расположенные порой в черте города, а на специализированные участки. Часть отходов будет сортироваться и отправляться на вторпереработку, а то, что сортировке не подлежит, — захоронят. Все это — лишь краткий пересказ новых правил, в действительности стройному переходу предшествует большая работа.

Необходимо утвердить региональную схему обращения с отходами, продумать тариф, привлечь инвесторов, а где это невозможно, решить, за чей счет будет построена , привести в порядок нормативную базу, подать кучу документов, провести торги и конкурсы, отчитаться перед федеральными министерствами. План всем регионам спущен одинаковый, для того чтобы переход всей страны на новые правила осуществлялся синхронно, поставлены «контрольные точки» для главных этапов.

К примеру, к 1 мая в каждом субъекте должен быть выбран региональный оператор, а до 1 июля необходимо продумать вопрос с тарифом на услугу. Тем не менее, несмотря на разнарядку, далеко не все регионы идут четко по плану, есть и отстающие, и среди субъектов Сибирского федерального округа таких немало. В чем проблемы, чего не хватает, представители разных регионов рассказали на селекторном совещании у полномочного представителя президента в СФО Сергея Меняйло. Сергей Иванович сначала обрисовал имеющуюся на данный момент ситуацию.

— Проблема назрела и вызывает большую социальную напряженность. По экспертным оценкам, 2/3 отходов нашей страны образуются в Сибирском федеральном округе. Из них только 15% поступают на вторпереработку — остальное идет в захоронение. Растет количество незаконных свалок. Принят ряд изменений в 89-м Федеральном законе по утилизации и обезвреживанию отходов. Новая схема должна заработать с 1 января 2019 года, но процесс везде осуществляется по-разному. Анализ показал: не все идет гладко. Так, в Республике Тыва, в Бурятии, Красноярском крае и Томской области не утверждены региональные по обращению с отходами. К 1 мая 2018 года в каждом субъекте должны быть выбраны для осуществления деятельности на закрепленной территории — сегодня по одному регоператору выбрано в Республике Алтай, Забайкальском и Красноярском краях, Иркутской и Кемеровской областях, в остальных субъектах конкурсные процедуры продолжаются. Вопрос очень чувствительный для населения. Необходимо не допустить резкого скачка тарифа, провести с населением разъяснительную работу о целях и задачах реформы.

На связь вышли представители профильных департаментов из Москвы. Замдиректора департамента городской среды министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Маргарита Поспелованапомнила регионам о сроках и о том, что их неисполнение грозит подачей заявлений в прокуратуру. В ответ на это Сергей Меняйло напомнил федеральным чиновникам, что решение сложных ситуаций — это общая проблема и для региональных властей, и для федеральных министерств.

Статс-секретарь, заместитель министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов, высказал свои замечания по поводу выбора субъектами региональных операторов:

— Многие регионы сосредотачивают почему-то свое внимание на местных унитарных предприятиях, которые не только в принципе не владеют никакими объектами, даже полигонами, но в лучшем случае занимаются транспортированием, а средств и компетенций не имеют. Понятно, что через год их купят крупные игроки: «РТ-инвест», «Хартия», «Лидер», «», «Эколайн» — те, кто действительно готов инвестировать. Но сейчас в регионах выбираются те, кто в принципе не способен выстроить нормальную систему.

После этого представители некоторых сибирских регионов рассказали, как у них обстоят дела с переходом на новый формат утилизации твердых коммунальных отходов ().

И. о. заместителя председателя правительства Красноярского края Юрий ЛАПШИН:

— Красноярский край характерен большой протяженностью и малочисленностью населения на Севере, а также отсутствием в должном объеме необходимых мощностей по обращению с ТКО. Территориальная схема по обращению с ТКО была утверждена еще в 2016 году. Подход такой: в муниципальных образованиях с низкой плотностью населения и большой удаленностью населенных пунктов друг от друга, с отсутствием транспортной доступности в межсезонье планируется устроить площадки для хранения ТКО с последующим их обезвреживанием на месте на специализированных установках (сжигание. — Прим. ред.).

В тех муниципальных образованиях, где развита транспортная инфраструктура, высока плотность населения и уровень развития экономики, планируется организовать узловые точки, где будут происходить временное накопление отходов, сортировка, переработка с последующим захоронением на полигоне неутилизируемой части. Предусмотрено разделение края на 19 технических зон, каждой необходимо выбрать регионального оператора. Для реализации проекта необходимо строительство 14 предприятий по переработке и сортировке, 50 мусороперегрузочных станций, 59 полигонов, из них 19 — только для северных территорий края, 83 площадки накопления, 29 площадок временного хранения и 39 предприятий для обезвреживания отходов. Объем капитальных вложений до 2035 года составит около 14 миллиардов рублей.

В этой связи для нас важно привлечение инвесторов. В настоящее время действуют 7 концессионных соглашений, реализуется крупный инвестиционный проект по созданию технопарка в Красноярске. На севере сжигание отходов — единственный возможный способ. Плата за услугу может вырасти на отдельных территориях в 10 раз.

Первый заместитель главы Республики Хакасия Олег НАМ:

— Территориальная схема была утверждена в 2016 году, у нас территория поделена на 5 зон. Есть свои , например, низкая плотность населения — естественно, что туда, где плотность ниже, инвестор не пойдет. Мы распределяли зоны так, чтобы не получилось так, что регоператоры расхватают лакомые куски, а остальные останутся не у дел. Мы уже провели конкурсный отбор операторов, на все 5 зон были заявки, но поступила жалоба в … Процедуру проведения торгов мы сделали максимально открытый, что позволило привлечь компании, которые уже имеют опыт на территории страны.

Глава Республики Тыва Шолбан Валерьевич КАРА-ООЛ:

— Регион, который я возглавляю, тоже имеет свои проблемы. В госпрограмме мы видим серьезные, непреодолимые для нас вещи: на самых минимальных наших амбициях первоначальных вложений выходит 1 миллиард 578 миллионов рублей. Само собой, при наших обстоятельствах министерство финансов не дает разрешения согласовать документ. Я хочу честно признаться в своей безграмотности! В таком виде реализация программы очень сложна, может быть, даже невозможна, потому что подразумевается, что решать проблемы мы будем за счет населения, и вырастут в 10 раз. Сейчас мы проводим конкурсы на управление — к нам приехали две красноярские фирмы. Почти уверен, что они не осознают и не понимают, что только для начала работы на уровне предложений требуются вложения в 570 миллионов рублей.

Я боюсь, что эти предприниматели не понимают, куда влезают. У нас просторы большие, и решается все так: определяется место для складирования, поджог, уменьшение объемов — у нас ничего нет для утилизации. Нужны большие финансовые вложения. Ожидать в наших краях частные , бизнес — это нонсенс, это невозможно. Если есть операторы, которые могут найти здесь бизнес, то им я дам все преференции от нашего правительства, которые только возможны.

Временно исполняющий обязанности заместителя председателя правительства Новосибирской области Сергей СЁМКА:

— Если мы говорим о государственно-частном партнерстве, в Новосибирскезаключено и приостановлено концессионное соглашение с компанией «Экология-Новосибирск». Рабочая группа пришла к мнению, что соглашение надо расторгнуть, так как один из участков не был согласован в связи с близостью к аэродрому Ельцовка. Врио губернатора было принято решение собрать еще одну рабочую группу с депутатами, общественностью и предложить новые условия концессионного соглашения. В результате подготовлено предложение по новым условиям: сокращен срок концессии с 40 до 25 лет, сократились объемы образования ТКО. В нашем регионе семь зон, на три зоны поданы заявки — это зоны БарабинскаКуйбышева и Татарска. Там предполагаются объекты размещения отходов и мусоросортировочные линии. По регоператору — объявили конкурс, получили ответ, но есть жалоба ФАС. Всего было подано три заявки — одна местная компания и два представителя: концессионер и компания ВИС, которая тоже участвует в концессионном соглашении.

ЕКАТЕРИНА КОМЯКОВА

Источник:  www.nsk.kp.ru

Нет комментариев

Прокомментируйте

<