Нечистая сила. К чему привел запрет на экологические проверки

Нечистая сила. К чему привел запрет на экологические проверки

05.02.2023 0 комментариев

Проблемы с экологией в Петербурге множатся день ото дня – но контролирующие органы бессильны перед коммерсантами. В марте прошлого года издало знаменитое постановление № 366, запретившее на период внешнеполитического кризиса государственные бизнеса. Мораторий коснулся и природоохранных органов: компании теперь смело закрывают двери прямо перед носом инспекторов.

Остались без рычагов

По данным городского комитета по природопользованию, в 2022 году поступило более 2 тыс. обращений по поводу экологических нарушений. Ответить Смольному было нечем: проверки по этим фактам из-за моратория проводить нельзя. Один из ярких примеров – свалка строительных отходов и грунтов на Волхонском шоссе, которая по документам проходит как стоянка для большегрузных автомобилей. У организовавшей ее компании несколько таких объектов по всему городу: везде земля в аренду берется якобы под грузовозы, на деле же вырастает мусорный холм. Из-за моратория привлечь к ответственности нарушителя нет возможности. А так бы юрлицу грозил штраф за каждый объект от 400 до 700 тыс. рублей.

«Свалка эта на месте до сих пор. Мы заявили иск об ее ликвидации. Судебное решение, конечно, будет, но этого недостаточно: такой бизнес нужно наказывать рублем и привлечением к административной и, возможно, уголовной ответственности», – отметил первый зампредседателя комитета по природопользованию Александр Кучаев.

По словам собеседника, теперь даже причинение вреда окружающей среде не может являться основанием для проверок органами государственного экологического надзора. Инспекторам приходится искать обходные пути, собирать доказательства, пробы, но только не на территории возможного нарушителя. Другие «рычаги» – подключать к ситуации прокуратуру или органы внутренних дел для составления протоколов: на полицию мораторий не действует. Но даже так количество привлечений к ответственности по природоохранному законодательству стало меньше в разы. «Чтобы выявлять , нужно проводить проверки, административные расследования. А это сейчас невозможно. Мы можем видеть только признаки нарушений и принимать профилактические меры. Если все останется без изменений, это может привести к негативным последствиям», – заключил Александр Кучаев.

В управлении Росприроднадзора по Северо-Западу также признали, что акцент теперь делается на разъяснительную работу и превентивные меры. Однако если возникает угроза жизни и здоровью граждан, ведомство может устраивать внеплановые проверки, но только по согласованию с прокуратурой. Одна из таких, например, прошла на прошлой неделе в Мурине по факту сброса сточных вод с содержанием нефтепродуктов в реку Охту. Всего же в прошлом году в ведомство поступило порядка 5 тыс. обращений. Больше всего нарушений касалось охраны водных объектов и обращения с отходами.

Экология или бизнес?

По мнению эксперта-эколога, члена Международного социально-экологического союза Дениса Дубовца, ослабление контроля за субъектами хозяйствования отчасти развязало им руки.

«Дело в том, что нарушителям природоохранного законодательства приходилось платить дважды: первый раз по конкретной статье КоАП, второй – возмещение вреда, причиненного окружающей среде. Именно второго платежа, как огня, опасается бизнес, поскольку он может составлять десятки и сотни миллионов рублей. Для предъявления такого ущерба достаточно всего лишь, например, складирования строительных материалов в зеленой зоне или засорения территории отходами. А такие нарушения допускаются каждой второй организацией. Но чтобы их выявить, нужны проверки», – отметил Дубовец.

Мораторий на проверки экологического законодательства на 2023 год продлен. Однако депутаты петербургского ЗакСа подготовили обращение в правительство РФ о необходимости этот запрет отменить.

Комментарий

По мнению бизнес-юриста, члена генерального совета «Деловой России» Сергея Гебеля, любая госпроверка создает административное давление на бизнес, отвлекает от работы и ухудшает экономические показатели деятельности. «В зависимости от типа предприятия и условий проверки, на ее проведение может уходить до двух недель, а на взаимодействие с госорганами выделяется как минимум три человека. Если взять расчет за год, то сэкономленная всеми предпринимателями страны сумма будет существенной. Это не значит, что проверки несут вред – они необходимы для того, чтобы соблюдалось законодательство, но в некоторых случаях следует искать баланс между интересами бизнеса и государства. В частности, это актуально в тяжелых сложившихся условиях».

Источник: https://spb.aif.ru

Нет комментариев

Прокомментируйте

<