Экокультура по Вернадскому (Выпуск газеты №1 — страница 8)

Экокультура по Вернадскому (Выпуск газеты №1 — страница 8)

04.03.2018 0 комментариев

Экокультура по Вернадскому

как своими корнями уходит в далекое прошлое. Постепенно человечество накапливало данные о взаимосвязи живых организмов со средой их обитания, делались первые научные обобщения.

До 60-х гг. XIX в. происходило зарождение и становление экологии как науки. И только в 1886 г. немецкий биолог Эрнст Геккель выделил экологические знания в самостоятельную область биологической науки, предложив для нее и само название – экология.

Слово «экология» происходит от двух греческих слов: oikos, что означает дом, родина, и logos – понятие, учение. В буквальном смысле экология – это «домоведение», «наука о местообитании».

К началу XX столетия стало ясно, что предметом экологии должны быть не только биологические объекты, но и вся природная среда в совокупности и активном взаимодействии всех ее компонентов. Большой вклад в становление современной экологии был сделан крупнейшим русским ученым и естествоиспытателем XX в. В. И. Вернадским.

Он первым указал на то, что живые организмы не только приспосабливаются в процессе биологической эволюции к природным условиям, но и сами в свою очередь очень сильно влияют на формирование геологического и геохимического облика Земли. Ученым было создано фундаментальное учение о биосфере как о целостной оболочке Земли, в которой именно живые организмы обеспечивают ее существование.

Примерно с 50-х гг. XX в. экология стала превращаться в комплексную науку, изучающую существования живых систем в их взаимодействии с окружающей средой. В 70-е годы стала происходить быстрая «экологизация» естествознания и значительной части человекознания. Возникло не менее 50 различных отраслей экологии (например – специальная экология, геоэкология, геоинформатика, прикладная экология, экология человека и др.). Они, в значительной степени, и определяют правила и приемы рационального природопользования, охраны природы и окружающей человека среды.

Необходимость рационального природопользования

Экология, как комплекс наук, тесно связана с такими науками, как биология, химия, математика, география, физика, эпидемиология, биогеохимия. Выдающийся ученый академик Н.Н. Моисеев, постепенно перешедший от разработок военной ракетной техники к естественнонаучным и гуманитарным исследованиям состояния и прогноза развития биосферы и общества в условиях усиления антропогенного воздействия на нее и надвигающейся угрозы глобального экологического кризиса. Ученый после многолетних исследований с использованием математических расчетов сформулировал и ввел в научный оборот понятие «экологический императив», который обозначает «ту границу допустимой активности человека, которую он не имеет права переступать ни при каких обстоятельствах». После этого проблемы антропогенного воздействия на биосферу и постоянные размышления в этом направлении выделили ученого среди отечественных теоретиков в области социальной экологи и экологической философии. К его экспертным заключениям и мнениям стали прислушиваться в российских правительственных и

В настоящее время чаще всего в массовом сознании людей экологические вопросы сводятся, прежде всего, к вопросам охраны окружающей среды. Во многом такое смещение смысла произошло благодаря всё более ощутимым последствиям влияния человека на окружающую среду, однако необходимо разделять понятия ecological («относящееся к науке экологии») и environmental («относящееся к окружающей среде»). Наиболее общие законы экологии сформулированы американским экологом Барри Коммонером (1974) в свободной беллетристической форме, в виде афоризмов.

Первый закон Коммонера

Все связано со всем. Это закон обо всем живом и неорганическом в биосфере. Он обращает наше внимание на всеобщую связь процессов и явлений в природе, предостерегает человека от необдуманного воздействия на отдельные части экосистем. Разрушение

экосистем (например, осушение болот, вырубка лесов, загрязнение водоемов и многое другое) может привести к непредвиденным последствиям.

Второй закон Коммонера

Все должно куда-то деваться. Это закон о хозяйственной деятельности человека, отходы от которой должны включаться в природные процессы, не нарушая естественные круговороты веществ и энергии, не вызывая гибели экосистем.

Третий закон Коммонера

«знает» лучше. Это закон о разумном природопользовании, то есть осуществляющемся только на основе знаний о законах природы. Нельзя забывать, что человек – тоже биологический вид, что он – часть природы, а не ее властелин. Это означает, что невозможно «покорить» природу, необходимо заботиться о сохранении ее целостности. А это означает, что должно быть не только научно обоснованным, но и очень осмотрительным.

Четвертый закон Коммонера

Ничто не дается даром. Это также закон о рациональном природопользовании. Глобальная экосистема представляет собой единое целое, в рамках которого все превращения как веществ, так и энергии подчиняются строгим математическим зависимостям. Поэтому приходится платить энергией за дополнительную очистку отходов, удобрением – за повышение урожая, санаториями и лекарствами – за ухудшение здоровья человека и т д.

Человек гордо назвал себя homo sapiens, что, как известно, означает «Человек разумный». Однако разумно ли сегодня его взаимодействие с природой? Человек способен и должен осознать свою огромную ответственность за всех живущих на Земле. Таково его предназначение: сохранение жизни на планете. Главная задача нашего времени – это забота о здоровье и целостности всей системы «природа-человек». Эта задача по силам только всему человечеству. Планета у нас общая, и человек обязан обеспечить совместное существование и развитие со всем живущим на ней.

Сейчас много говорят и пишут о необходимости воспитания экологической культуры людей. О проблемах в этой сфере много писал академик В.И. Вернадский еще в начале XX века. Он с тревогой отмечал, что однажды наступит время, когда людям придется взять на себя ответственность за дальнейшее развитие и Природы, и человека. И такое время наступило.

Чтобы создать общество, способное к такой ответственности, необходимо соблюдение жестких правил и ряда запретов для всего человечества. Таким образом, человечество поставлено перед острой необходимостью

найти такой способ своего развития, посредством которого можно было бы согласовывать потребности человека, его активную деятельность с возможностями биосферы.

Изучать основы экологии

Это связано с остротой глобальных проблем, зависимостью состояния природы от каждого жителя Планеты, а также стремительным приростом информации, быстрым устареванием знаний.

Некоторые ученые и отмечают, что в последнее время в России понятие «экология» и все, что с ним связано, оказалось дискредитированным. Ухудшение состояния среды обитания и серьезные экологические проблемы, как это ни парадоксально, постепенно теряют в общественном сознании свою актуальность, перестают волновать и тревожить людей. С чем может быть связана такая тенденция?

В течение многих лет человек слышит, что он живет в условиях не просто критических, а практически «несовместимых с жизнью», когда катастрофы подстерегают его на каждом шагу, это зачастую порождает равнодушие. Оно появляется как естественная реакция на привычную информацию. Это усугубляется тем, что резкие изменения происходят незаметно для каждого человека. Все случается где-то «не здесь» и «не с ним».

Зачастую экологическая проблематика представлена в качестве случайной, обрывочной, необъективной и противоречивой информации, которой нас исправно снабжают СМИ, а реакция сводится к недоумению и вялому интересу (дескать, о чем это они там опять?). А прослушав очередную новость, можно спокойно от нее отмахнуться и вернуться к своим повседневным делам, не задумываясь о том, что экологическое неблагополучие существует не только где-то далеко…

Делаем выводы

Более чем за 100 лет своего развития экология превратилась в одну из самых актуальных современных наук. За этот период в результате хозяйственной деятельности человека наша планета по ряду ключевых экологических параметров вышла за пределы той природной изменчивости, которая происходила в течение последнего полумиллиона лет. Изменения, происходящие в настоящее время – по масштабам и темпам просто беспрецедентны!!!

Экология позволяет не только оценить масштабы грозящей Земле катастрофы, но и выработать рекомендации и правила, которые помогут ее избежать. Экология – наука, устремленная в будущее, она нацелена на передачу Природы, нашего общего дома, детям и внукам в таком состоянии, чтобы в нем сохранилось все необходимое для жизни людей на планете Земля!

Нет комментариев

Прокомментируйте

<